Каринторф


Каринторф — микрорайон в составе города Кирово-Чепецка Кировской области. В 1942—1991 годах имел статус посёлка городского типа и был отдельным населённым пунктом.

Расположен в 13 км к востоку от основной центральной части Кирово-Чепецка. Отделён от него рекой Чепцой. Связь Кирово-Чепецка с Каринторфом осуществляется по узкоколейной железной дороге. Из-за отсутствия автомобильного моста через Чепцу круглогодичной автодороги в Каринторф нет, — в летнее время выставляется понтонный мост, зимой намораживают зимник по льду реки.

Посёлок возник при торфоразработках, которые велись для нужд Кирово-Чепецкой ТЭЦ. Проведённые в 1930-е годы геологические изыскания давали оценку Каринского месторождения как одного из крупнейших — 28,3 млн тонн.

Первые бараки на торфяных болотах были построены в 1930 году. Однако активные работы по строительству посёлка и осушению болот начались лишь 5 лет спустя. В 1942 году с пуском Кирово-Чепецкой ТЭЦ, узкоколейной железной дороги длиной 22 км для вывоза торфа и моста через реку Чепцу, развитие посёлка ускорилось. Первый торф составом из 10 вагонов был доставлен на ТЭЦ 14 декабря 1942 года. Строителям Каринторфстроя необходимо было обеспечить водоснабжение гидроторфа — торфа, размытого водой, высушенного и нарезанного на куски. Нужно было подготовить 500 га полей разлива, построить жильё для размещения рабочих, продолжить строительство железнодорожных путей. Строились насосная станция, прокладывались каналы, водоводы, плотины.[2]

2 октября 1942 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР центральный поселок каринских торфоразработок Слободского района был отнесён к категории рабочих посёлков с присвоением ему наименования «Каринторф», с включением в него посёлков второго и третьего. Название «Каринторф» произошло от наименования близлежащего старинного села Карино и слова торф[3].

В конце года был добыт первый торф, первый состав из 10 вагонов доставил на ТЭЦ первые 80 тонн торфа 14 декабря 1942 года. Всего добыча торфа за первый год составила 16000 тонн, а в следующем году — в 11 раз больше. Число рабочих (в основном, женщин) доходило до 3 тысяч, при преобладании ручного труда. Электричество вырабатывалось локомобилем, а в 1943 года оно стало поступать с ТЭЦ.