Карма-бакши


Ка́рма-ба́гши (тиб. ཀར་མ་པ་ཀཤི་, Вайли kar ma pa kshi; монг. Гарма багш), Чо́кьи Дзи́нпа (12041283) — Гьялва Кармапа II, второй глава традиции Карма Кагью, махасиддха, проповедник тибетского буддизма в Монголии и Китае.

Родился в 1204 году в Чилэй Цакто (Восточный Тибет) и по материнской линии принадлежал к старому тибетскому царскому роду Ярлунг. В шесть лет самостоятельно научился писать и читать, в десять — с первого прочтения полностью запоминал текст. Во время первого монашеского посвящения получил имя Чокьи Дзинпа.

По пути в У-Цанг, Центральный Тибет, куда он отправился для продолжения образования, встретил Помдрагпу Сонам Дордже, получившего полную передачу поучений и методов школы Карма Кагью от Дрогена Речёна, преемника первого Кармапы. В виде́нии Помдрагпа, обнаружил, что его новый ученик является перерождением (тулку) Дюсум Кхьенпы. На это также было указано в письме, которое Кармапа оставил Дрогёну Речену. От Помдрагпы новопризнанный Кармапа получил полный комплекс посвящений школы Карма Кагью. Акт признания Чокьи Дзинпы в качестве перерождения известного буддийского учителя, и его прав на имущество и статус покойного не имел в Тибете прецедентов. С этого времени опознание перерождений и их интронизация становится в Тибете всё более регулярной практикой и охватывает также другие школы.

Первую половину жизни Чокьи Дзинпа посвятил медитационным затворам. Кроме того, он отреставрировал монастырь Карма Гён, основанный первым Кармапой, и был известен также за то, что привнёс в тибетскую народную культуру обычай повторять мантру Авалокитешвары «Ом мани падме хум». Благодаря своей славе и активной деятельности лама Чойдзин расширил известность школы Карма Кагью вплоть до Китая и Монголии. В 1252 году он получил приглашение ко двору от будущего монгольского императора, основателя династии Юань хана Хубилая, однако не сразу его принял.

Кармапа Чойдзин прибыл в Пекин лишь через три года после приглашения его Хубилаем, однако в 1253 году приглашение Хубилая принял молодой Пагба-лама из другой влиятельной тибетской школы — сакья. Ко времени прибытия Кармапы в 1255 году Пагба-лама сумел укрепиться при дворе и стать личным наставником (кит. ти ши) Хубилая. Согласно источникам,[1] Хубилай был поражён демонстрацией магических способностей Кармапы:

Хотя хутухта-лама [т.е. Пагба-лама] превосходит мудростью наставлений, но этот чумазый лама сильнее его в мудрости познания.