Пагба-лама


Дрогён Чогьял Пагпа (тиб. འགྲོ་མགོན་ཆོས་རྒྱལ་འཕགས་པ་, Вайли: ʼGro mgon Chos rgyal ʼPhags pa, кит. упр. 巴思八, 八思巴, 巴思巴, пиньинь bāsībā, кит. трад. 拔思發, упр. 拔思发, пиньинь básībō, кит. упр. 拔合思巴, пиньинь báhésībā, кит. трад. 發思巴, упр. 发思巴, пиньинь fāsībā; монг. Пагва лам Лодойжанцан; 12351280), известен как Пагба-лама — пятый глава тибетской буддийской школы Сакья. Первый теократический монарх Тибета, на столетия вперёд задавший политико-религиозную роль Тибета в регионе. Был духовным наставником Хубилай-хана и государственным наставником (го-ши) империи Юань.

В 1244 году дядя Пагба-ламы, Сакья-пандита, отправился из Тибета ко двору монгольского полководца Годана, чингизида, контролировавшего Северо-Западный Китай, чтобы добиться невмешательства монгольских завоевателей в дела Тибета. Сакья-пандиту сопровождали два его племянника: десятилетний Пагба и шестилетний Чхагна (Чхагна впоследствии опубликовал собрание сочинений Сакья-пандиты).

По пути они остановились в Лхасе. Здесь, в монастыре Джокханг, перед статуей Джово, привезённой принцессой Вэньчен, китайской супругой царя Сонгцен Гампо, Пагба принял начальные монашеские обеты[4]. Сакья-пандита по пути давал посвящения и прибыл ко двору Годана в Ланьчжоу (в современной провинции Ганьсу) в 1245 году. По неясным сообщениям ранних источников можно заключить, что Сакья-пандита с помощью Пагбы занялся адаптацией уйгурского письма для перевода буддийских сутр на монгольский язык[5]. В вознаграждение он получил временный ярлык на правление «тринадцатью туменами центрального Тибета».

После смерти Сакья-пандиты в 1251 году Пагба остался при дворе Годана и изучил монгольский язык. Через пять лет Годан направил Пагба-ламу, которому было 23 года, ко двору Хубилай-хана. Пагба-лама стал наставником Хубилая и обратил его в буддизм. Вскоре после этого Хубилай с боем завоевал трон, оставленный его братом Мункэ, и провозгласил себя всемонгольским ханом, а в дальнейшем императором империи Юань, охватывавшей Монголию и Китай (включая впервые присоединённые к Китаю территории в Юньнани и др). В 1260 году Хубилай провозгласил Пагба-ламу «наставником государства» (кит. трад. 國師, упр. 国师, пиньинь guóshī)[6]. В тибетско-китайских и тибетско-монгольских отношениях открылся принцип взаимоотношений «наставник — покровитель»[4][7]. При поддержке Хубилая Пагба-лама возглавил весь Тибет в составе У, Цанга и Кама. При этом отношение Пекина к Тибету отличалось от прямого подчинения: так как глава Тибета — наставник императора, а учитель выше ученика, Тибет оказывался на положении резиденции Учителя, и юаньские императоры выделяли значительные средства на ремонт монастырей. Также была установлена цепочка ямских станций на территории страны, проведено несколько переписей и т. д.[8]