Сакья-пандита


Сакья-пандита Гунга-Джалцан (монг. Саж Бандид Гунгаажалцан), также Кунга Гьялцен Пэлсангпо (11821251) — один из крупнейших политических и религиозных деятелей в истории Тибета. Шестой Сакья Тридзин, он входит четвёртым в число четырёх «отцов-основателей Сакья» и «пяти превосходных мастеров Тибета» (согласно школе Сакья).[1] Гунга-джалцан обычно именуется в литературе почётным прозвищем Сакья-пандита, подчёркивающим его превосходные познания в области буддийской доктрины и санскрита. Он считается воплощением бодхисаттвы Манджушри, олицетворяющего мудрость всех будд.[2] В линии перерождений панчен-лам, воплощающих Будду Амитабху и начинающейся с ученика Будды Шакьямуни, Субхути, Сакья-пандита — непосредственный предшественник Панчен-ламы I.[3][4] Известен тем, что сыграл ключевую роль в политико-религиозном альянсе Монгольской империи и Тибета, что значительно изменило последующую историю и культуру в регионе.

Сакья-пандита родился в Сакья в аристократической семье Чжамьянгон.[5] Впоследствии он стал главным учеником своего дяди, сакьяского наставника Дагпа Гьялцена.[6] (1147—1216). Он принял монашеские обеты у кашмирского пандита-просветителя Шакьяшрибхадры (тиб. Каче-Панчен, 1127—1225), прибывшего в Тибет в 1179 году и проведшего там 10 лет, оказав значительное влияние на тибетскую культуру.

Сакья-пандита получил широкую известность в буддийском мире благодаря выдающимся знаниям «пяти великих наук» (медицина, грамматика, диалектика и санскритская литература) и «малых наук» (риторика, синонимия, поэзия, хореография и астрология). Он был автором ряда сочинений по этике и логике. В 1219 году он совершил паломничество в Индию и Непал и участвовал в философских диспутах. Он был единственным тибетским автором, труды которого были вскоре после написания переведены с тибетского языка на санскрит (обычно, наоборот, труды индийских учителей переводились с санскрита на тибетский).

В 1239 году один из командующих при внуке Чингис-хана, втором сыне Угедея Годане, в этот период обитавшем к северу от Тибета в окрестностях Ланьчжоу, Дорда-дархан из племени оймагуд совершил разведывательный поход в Тибет, разорив монастырь школы кадампа Радэнг и Джал-Лхакханг в долине Пэн-юл к северу от Лхасы. Было убито несколько сотен тибетских монахов и мирян, в том числе известный наставник Сэтон.

Отряд Дорда-дархана вскоре покинул Тибет и проинформировал Годана о результатах разведки, в частности о том, что наибольшим влиянием пользуется школа Сакья. Годан направил главе школы Сакья-пандите приглашение, доставленное одним из чиновников Дорда-дархана. Судя по посланиям Сакья-пандиты, он провёл переговоры с другими владетелями Тибета об условиях признания сюзеренитета монгольского хана. Уже тогда, возможно, была актуализирована доктрина чой-йон: не отношения прямого подчинения, а принятие сюзерена в ученики и установление договорных отношений.[7]