Амитабха


Амита́бха или Амита́ Будда (санскр. अमिताभ, IAST: Amitābha, «безграничный свет») — один из Будд Махаяны, особенно почитается в буддийской школе «Чистой земли» (амидаизм). Символизирует западное направление, где находится чистая страна Сукхавати[1].

Считается, что он обладает множеством достойных качеств: поясняет универсальный закон бытия (Дхарму) в Западном раю и принимает под своё покровительство всех, искренне взывавших к нему, вне зависимости от их происхождения, положения или добродетелей. Догмат о милости Амитабхи к воззвавшим к нему является краеугольным камнем амидаизма.

В китайской традиции «Амита Будда» известен под именем «Эмито Фо» («Амито-Фо») (кит. трад. 阿彌陀佛, упр. 阿弥陀佛, пиньинь Ē​mí​tuó​ Fó), в японской — Амида Нёрай (яп. 阿弥陀如来), во вьетнамской — «Азида Фат» (вьетн. A Di Ðà Phât или вьетн. A-di-đà Phật), в тибетской — «Опаме»[2], в бурят-монгольской — «Абида-бурхан».

Амитабха является, вероятно, самым известным и популярным из Пяти Будд Мудрости в буддизме Ваджраяны, происходящих от первоначального Ади-будды, эти пять будд соответствуют пяти осознаваемым аспектам реальности и пяти скандхам. Будда Амитабха соответствует скандхе санджня (представление).

Сутра Амитаюса гласит, что Амитабха был когда-то царём, который, познакомившись с буддийским учением, отрёкся от трона, стал монахом, взяв себе имя «Дхармакара» (санскр. धर्मकार, IAST: Dharmakāra, «свершающий Дхарму» (яп. 法藏菩薩 хо:дзо:босацу). Он решил стать Буддой, и обрести во владение Чистую страну или Землю бесконечной радости, в которой все, кто воззвал к его имени, смогут возродиться в будущей жизни. Ввиду этого Амитабха дал свои Сорок восемь обетов, в восемнадцатом и девятнадцатом из которых он обещал не достигать высочайшего просветления до тех пор, пока не поможет всем разумным существам в своем Западном раю, «Земле высшего блаженства» (Сукхавати, санскр. सुखवती, IAST: Sukhāvatī, «Земле счастья», по-японски именуемой дзёдо (яп. 浄土) или гокураку (яп. 極楽). Обеты Амитабхи и основные принципы доктрины амидаизма изложены в «Амитабха-сутре» и в «Сутре бесконечной жизни».

Иконография Амитабхи почти не отличается от иконографии Будды Шакьямуни, так как оба они изображаются с одинаковыми атрибутами «достигшего Пробуждения» и не имеют каких-либо отличительных черт. Однако, Амитабха традиционно изображается с дхьяни-мудрой (мудрой медитации, как на статуе Большого Будды в Камакуре) или с витарка-мудрой, и только Шакьямуни присуща мудра прикосновения к земле (бхумиспарша-мудра).