Дхьяни-будды


Дхьяни-Будды, Будды Высшей мудрости или Дхьяни-Татхагаты — пять Будд, которые в тибетском буддизме символизируют собой пять аспектов Высшей Мудрости изначального Будды — Ади-Будды.

Пять Дхьяни-Будд в классификации «Трех Тел Будды» (Трикая) соответствуют телу Самбхогакая, свободного от страстей и привязанностей, выраженных пятью скандхами.
В Ваджраяне Дхьяни-будды не считаются реально существующими в пространстве и времени, они — антропоморфные символы, которые во время созерцания возникают из пустоты (шуньяты) и выполняют разные функции в процессе переоформления психики созерцающего.[1]

Сам термин образован от слова Дхья́на (санскр. ध्यान, dhyāna, «сосредоточение, созерцание») — медитативное состояние, один из уровней самадхи.

Ниже представлены Дхьяни-Будды в порядке их манифестации (проявления) в бардо смерти[2] и соответствующие им скандхи согласно «Тибетской книге мертвых» («Бардо Тхёдол») — пять составляющих, необходимых для создания личности, в соответствии с феноменологией буддизма. Именно совокупность пяти скандх составляет «Я» инкарнированного (воплощённого) индивидуума, в терминологии Карла Густава Юнга — самость. Эти группы являются пятеричной классификацией, в которой Будда подытожил все физические и умственные явления существования, и в частности те, которые кажутся непросветлённому человеку его статичным «эго» или личностью.

Дхьяни-Будды Пяти Семейств (Татхагаты Пяти Семейств, Пять Будд Медитации) являются буддийской тантрической классификацией просветлённого состояния, в котором чистая просветлённая природа пяти психосоматических составляющих живых существ, пяти совокупностей или скандх (формы, ощущения, распознавания, воли и сознания), рассматриваются как пять мужских будд (тиб. Яб); они пребывают в соединении со своими супругами (тиб. Юм), воплощающими пять изначальных мудростей, являющихся чистой просветлённой природой пяти негативных эмоций (гнева, гордости, страсти, зависти и неведения).