Бардо (буддизм)


Бардо́ (тиб. བར་དོ།), также антарабхава (санскр. अन्तरभाव antarаbhāva) — промежуточное состояние, буквально «между двумя»; «промежуточная стадия между одним явлением и другим». Когда говорится о бардо в тибетском буддизме, то обычно имеется в виду интервал между одной жизнью и следующей. Однако, значение термина «бардо» значительно шире. В традиции Ньингма и других источниках (например, в поучениях Миларепы дакине Церингме) выделяются шесть видов бардо:

В учениях Алмазного пути может быть упрощенный вариант, где говорится о четырёх основных видах бардо: 1) бардо жизни, 2) бардо умирания, 3) бардо дхармадхату, 4) бардо становления[5].

Концепцию о наличии промежуточного состояния сознания «антарабхава» впервые выдвинула одна из раннебуддийских школ сарвастивада. Это было учение о переносе кармических семян на новую почву — из дхармической серии А (одной психофизической организации после её смерти) в дхармическую серию Б (следующую психофизическую организацию). Данная концепция получила поддержку у школ самматия, ватсипутрия и пурвашайла (андхака). Школы тхеравада, махасангхика и махишасака, напротив, эту идею отвергли.

Согласно абхидхармическому тексту сарвастивады «Махавибхаша» (I—II вв. н. э.), соединение дхарм промежуточного существования возникает незамедлительно там, где была локализация агрегата предыдущего существования. Это сравнивается с возникновением ростка после гибели семени. После же смерти существа мира не-форм (арупьядхату), его аргегат дхарм промежуточного существовния возникает в нижних мирах в месте его будущего рождения. Один из авторов «Махавибхаши» философ Васумитра считал, что посмертное промежуточное состояние должно длиться в большинстве случаев 7 дней. Но другой сарвастивадин Шремадатта полагал, что это состояние длится до 77 дней.

Наиболее систематично концепцию антарабхавы изложил Васубандху (IV в. н. э.) в сочинении «Абхидхармакоша» (III. 10-15) и в своём комментарии к этому сочинению. Он подчёркивает, что антарабхава не является рождением; она обеспечивает непрерывность существования психофизического потока (сантана). Посмертное промежуточное состояние приравнивается к состоянию гандхарвы. Форма гандхарвы может восприниматься существами того же рода в том же состоянии, либо теми, кто обладает «божественным зрением». Внешняя форма существа в состоянии антарабхавы тяготеет к форме, которая возникнет при предстоящем рождении. Гандхарва имеет пять органов чувств (кроме вкуса: органы зрения, слуха, осязания, обоняния и ум), и обладает некоторыми сверхъестественными способностями[3]. Например, может мгновенно перемещаться в пространстве[3]. «Промежуточное существо» питается запахами, и «с замутнённым сознанием, испытывая вожделение, оно устремляется к месту [своей будущей] формы существования» (III. 16). [6]

Присутствие гандхарвы является одним из трёх необходимых условий для образования зародыша нового существа; другие два условия — здоровье матери и сам процесс оплодотворения[7].