Панчен-лама


Па́нчен-ла́ма (тиб. པན་ཆེན་བླ་མ་, Вайли: pan chen bla ma, кит. 班禪喇嘛) — второй по рангу лама после Далай-ламы в школе Гелуг тибетского буддизма. Панчен-ламы — линия перерождений (тулку), существующая с начала XVII века. Представители этой линии считаются эманациями будды Амитабхи. «Панчен-лама» означает «великий учёный», от санскритского paṇḍit (пандит, учёный) и тибетского chen (великий).

По поводу настоящего 11-го Панчен-ламы возникла конфликтная ситуация. Далай-лама XIV и высшие тибетские иерархи признают Гедуна Чокьи Ньиму. Его по всем канонам распознал Далай-лама XIV, но, вскоре, военные из КНР увезли нового Панчен-ламу и его семью. С 1995 года Гедун Чокьи Ньима считается пропавшим без вести. Вместо него Правительство КНР объявило Панчен-ламой Гьялцена Норбу[1]. Однако духовенство Тибета и, в первую очередь, Далай-лама XIV не признают ставленника Китая.

Панчен-лама несёт частичную ответственность за нахождение реинкарнации следующего Далай-ламы, и наоборот. При этом поиск следующей реинкарнации является вопросом сугубо религиозным, связанным со сложными ритуалами и выработанными традициями. При поиске Панчен-ламы окончательное решение должен принимать Далай-лама. Эта традиция возникла со времён Четвертого Далай-ламы монгола Ендон Гьяцо (Ёндонжамц), который нарёк Панченом своего наставника — Лобсанга Чокьи Гьялцэна, учёного из монастыря Ташилунпо в Шигадзе. Три предыдущих реинкарнации Лобсанга Чокьи Гьялцэна были признаны также Панчен-ламами.

Впоследствии Пятый Далай-лама признал в качестве Пятого Панчен-ламы Лобсанга Еше. Седьмой Далай-лама признал в качестве Шестого Панчен-ламы Палдэна Еше, который, в свою очередь, распознал Восьмого Далай-ламу, а Восьмой Далай-лама распознал Седьмого Панчен-ламу.

С момента возникновения линии, резиденцией Панчен-лам стал вышеупомянутый монастырь Ташилунпо, основанный в 1447 году Далай-ламой I Гендуном Дубпой.

В первой трети XX века произошёл конфликт между чиновниками Далай-ламы XIII Тхуптэном Гьяцо и Панчен-ламой IX Тхуптэном Чокьи Ньимой. Тибет в то время нуждался в сильной армии, и буддийский первоиерарх повелел ужесточить налоговую политику в отношении монастырей. Это вызвало недовольство администрации Ташилунпо[2]. В 1923 году Панчен-лама уехал из Тибета в Богдо-ханскую Монголию, а оттуда — в Восточный Китай, где вступил в контакт с китайским правительством Гоминьдана, которое назначило его «уполномоченным на западных границах»[3][4]. В 1932 году Далай-лама призвал Чокьи Ньиму вернуться, однако тот отказался. Противостояние закончилось лишь со смертью обоих иерархов в 1930-х годах.