Тархан (звание)


Тархан (др. тюрк. ‏𐱃𐰺𐰴𐰣‎; кирг. тархан; каз. тархан; араб. طرخان‎; башк. тархан; кит. 達干[прим. 1]; бур. , монг. дархан[прим. 2]; перс. ترخان‎; тат. tarxan, тархан; якут. дархан, тархан; чуваш. турхан; узб. darxon, tarxon; алт. таркан) — привилегированное сословие тюркской знати. Титул употреблялся у тюрков и монголов, а также у других степных народов.

Со времен Тюркского каганата (550—745), известен чин или титул «Бойла-бага-тархан», «бага тархан» и просто «тархан».

В Хазарском каганате тарханы являлись высшим сословием военно-родовой аристократии. В Аварском каганате тарханы были сборщиками дани, а также были представителями знати. В Первом Болгарском царстве означал высший военный чин, приравнивающийся к стратегу в Византии. В Кыргызском каганате тарханы являлись сборщиками налогов и представителями фискальной службы[1].

Во время господства монголов тарханское звание жаловалось особыми ханскими ярлыками (грамотами), также было высоким званием в армии Тимура. Несмотря на то, что тарханы не всегда являлись наиболее крупными представителями феодальной знати, они освобождались от податей и повинностей и пользовались большими правами. В ярлыке золотоордынского хана Тимур-Кутлуга, выданном в 1397 году некоему Мухаммеду, перечисляются права тархана на земли, воды, сады, бани, мельницы, владеемые им «свободные места», деревни и другое имущество. Земля и другое имущество тархана были неприкосновенными.

Он освобождался от повинностей с виноградников, амбарных пошлин и от платы за гумно и от ясака с арыков, собираемого с подданных по раскладке. Ярлык предписывал ни пошлин, ни весовых, ни дорожной платы, ни «платы в караулы» с тархана не требовать. Он был свободен от подводной гоньбы, квартирного постоя, «от пойла и корма», что требовалось от других, от поборов, чрезвычайных налогов и от всякого притеснения.

Тарханы и в правовом отношении занимали особое положение: «Было приказано, чтобы им не препятствовали входить к его величеству, не спрашивали с них и детей их до девяти проступков, не брали их лошадей для выполнения подводной повинности (улаг) и считали (их) изъятыми и свободными от всех повинностей (такалиф)». В целом в период Золотой Орды тарханы, приобретя имущественные и другие права, образовывали социальный слой общества. Думается, что здесь будет уместно сказать о том, что башкирские тарханы, получившие золотоордынские ярлыки на своё звание и права, пользовались всеми преимуществами и привилегиями, какими обладали другие тарханы Золотой Орды.[2]