Карронада


Например, Карронадами, короткими чугунными пушками большого калибра,[2], на верхней палубе, вооружался (6 — 9) тендер[3]. Карронады потеряли своё значение вместе с деревянным флотом[2].

Впервые карронады появились, в 1774 году, в Шотландии[2], в английском флоте в конце XVIII века, а затем приняты на вооружение и в береговой артиллерии[4][5]. Изобретателем данного типа орудия считается генерал Роберт Мелвилл, предложивший идею нового орудия в 1759 году. Впервые создано было шотландцем Гаскойном в период с 1769 по 1779 на заводе «Каррон» (Шотландия, графство Стерлингшир[en]). Отсюда происходит и название. Следует заметить, что первоначально орудия этого типа именовались также в честь своих создателей: мелвиллиады и гасконады. Отметим также, что, несмотря на прозрачную этимологию, в русском языке, начиная с XIX века как в специальной, так и в художественной литературе, а также в словарях это слово часто пишется без удвоения согласного: карона́ды[6].

Карронада представляет собой короткое относительно калибра корабельное чугунное тонкостенное орудие, имеющее сравнительно небольшой, для своего калибра, вес и стреляющее тяжёлыми ядрами с малой скоростью — порядка 250 м/с — на небольшое расстояние. Калибры каронад были в основном следующими: 12, 18, 24, 32 и 42 фунта. Известны также 68-фунтовые (32 такие карронады стояли на русском корабле «Двенадцать апостолов») и 96-фунтовые (3 на квартердеке линейного корабля «Россия») карронады. Причиной малой дальности был сравнительно небольшой пороховой заряд, помещавшийся в небольшой каморе карронады, который придавал ядру низкую начальную скорость. Кроме этого недостатка, карронады также несли более высокий риск пожара — из более короткого ствола выбрасывалось гораздо больше горящих материалов (остатки пыжа, частицы пороха), что создавало существенную опасность для деревянного корабля.

В условиях ведения морского боя конца XVII — начала XIX века чаще всего использовалась минимальная дистанция. С учётом этого достоинства карронад перевешивали их недостатки. Появились даже корабли, вооруженные только карронадами, например, английский 56-пушечный линейный корабль «Глэттон» (HMS Glatton), что, впрочем, было вызвано в основном соображениями экономии.