Тендер (парусное судно)


Те́ндер[1] (англ. tender, от tend — обслуживать) — тип парусного судна (ка́тер[2]) с косым парусным вооружением, имеющего одну мачту и бушприт, на которые ставятся грот, стаксель и один — два кливера.

В других источниках указано что Те́ндер м. одномачтовое (парусное[3]) мореходное судно[1], имеющее косой грот, топсель и несколько кливеров[3], длиною около 70 фт. и 200 тонн водоизмещения[4], и одномачтовое судно, до 70′ длиной; парусность косая на одной мачте; вооружался несколькими (6 — 9) каронадами на верхней палубе[5]. На вооружении Русского флота данные суда (катера) использовались с 1817 года до начала 1860-х годов, всего за эти годы в составе флота Российской империи числилось 19 тендеров[6]. Тендеры применялись по большей части для дозорной, разведывательной и посыльной службы. На начало XX столетия, в военных флотах, Те́ндер не употреблялся[4].

Парусное вооружение гафельного тендера состоит из четырёхугольного паруса грота (грота-триселя), стакселя, одного или более кливеров и верхнего треугольного (топселя).

В 1884 году английские яхты «Галатея» и «Дженеста» (тендеры), из которых вторая в особенности прославилась многочисленными победами, в гонках судов или шлюпок, послали новый вызов североамериканцам, которые в ответ на него построили два новых судна подобного же рода[7].

В начале XX века тендер описывали как судно с двумя-тремя передними парусами. Второстепенным признаком, зависящим от количества передних парусов, служило расположение мачты: в районе 1/3 — 1/2 длины по конструктивной ватерлинии (КВЛ) от носа. Расположение мачты и количество передних парусов определяли тип используемого бушприта. Тендеры часто имели выдвигаемый бушприт, шлюпы — только постоянный.

Далее и эти несущественные отличия между тендером и шлюпом стали исчезать. Сначала вышел из моды выдвигаемый бушприт, а к 30-м годам XX века бушприты на одномачтовых яхтах вообще находили применение всё реже. Распространение клееного рангоута привело к росту высоты мачт, и необходимость компенсировать недостаточную высоту мачты большим количеством развитых передних парусов на бушприте отпала. Тендеры с тремя передними парусами с тех пор стали почти музейной редкостью.