Карпатия


«Карпатия» (англ. RMS Carpathia — королевское почтовое судно «Карпатия») — пассажирский пароход, построенный в 1903 году. Принадлежал британской судоходной компании «Кунард Лайн» (англ. Cunard Line).

15 апреля 1912 года, выполняя рейс из Нью-Йорка в Геную, Неаполь и Триест, «Карпатия» приняла сигнал бедствия с тонущего «Титаника» и пошла на помощь. На место крушения «Карпатия» прибыла первой и взяла на борт всех выживших в катастрофе. На момент гибели «Титаника» капитаном судна был Артур Генри Рострон.

«Карпатия» затонула 17 июля 1918 года в 17 милях южнее побережья Ирландии в результате попадания в неё трёх торпед, выпущенных немецкой подводной лодкой SM U-55[en].

Строительство корабля велось на одной из верфей судостроительной компании «Swan and Hunter Ltd». Киль «Карпатии» был заложен 10 сентября 1901 года, а на воду новый кунардер (так нередко называли лайнеры компании «Кунард Лайн»), получивший имя «Карпатия», был спущен 6 августа 1902 года.

По окончании строительства «Карпатия» стала одним из крупнейших судов «Кунард Лайн» в то время. Однако она не была предназначена для роли роскошного лайнера. Куда более роскошные суда перевозили богатых пассажиров, а «Карпатия» могла разместить только пассажиров второго и третьего классов в дополнение к её другой цели: перевозить замороженную пищу. То есть «Карпатия» строилась и эксплуатировалась как грузопассажирский лайнер экономкласса. С этой целью она была снабжена тремя холодильными машинами и дополнительной холодильной машиной для хранения собственного провианта. Её силовая установка состояла из двух паровых машин четырёхкратного расширения, которые вращали два винта, позволяя лайнеру следовать на скорости приблизительно в 14 узлов. «Карпатия» могла перевозить около 1700 человек (200 во втором классе и 1500 в третьем классе). Уровень комфорта был высок: третий класс включал курительную, гостиную и большой обеденный салон, способный обслуживать 300 человек одновременно. Столовая во втором классе могла вместить 200 человек. Кроме всех удобств, упомянутых выше, второй класс также был оборудован библиотекой.

Поскольку завершение постройки судна было отсрочено забастовкой судостроительных рабочих, первое плавание «Карпатии» состоялось лишь в 1903 году — 5 мая она вышла из Ливерпуля, направляясь в Бостон.