Крушение «Титаника»


Крушение лайнера «Титаник» произошло в ночь на 15 апреля 1912 года из-за столкновения с айсбергом в ледяных водах Северной Атлантики. Трагедия унесла жизни от 1495 до 1640 человек[2] из 2208[3]—2225 людей на бортуПерейти к разделу «Состав погибших и выживших». Всего 712 человек было эвакуировано[4]Перейти к разделу «Число спасшихся». Крушение произошло на 5 день плавания во время первого рейса парохода, следовавшего по маршруту СаутгемптонШербурКвинстаунНью-Йорк более чем в 600 км к юго-востоку от канадского острова Ньюфаундленд. Неформально является самой знаменитой катастрофой XX века[5].

Основная часть людей погибла от переохлаждения, поскольку температура океанской воды составляла −2 °С (порог замерзания при солёности 35 ). Спустя полтора часа после полного погружения «Титаника» на место трагедии прибыл пароход «Карпатия» и подобрал выживших в шлюпкахПерейти к разделу «#Спасение на пароходе «Карпатия»».

Это событие стало крупнейшей морской катастрофой мирного времени на следующие 75 лет — до 20 декабря 1987 года, когда потерпел крушение филиппинский паром «Донья Пас», унёсший жизни более 4000 человек[6].

Малое число спасшихся обусловлено неудовлетворительной подготовкой к эвакуации, отвечавшей при этом нормам своего времени, главным образом — недостаточной суммарной пассажировместимостью спасательных шлюпок на борту суднаПерейти к разделу «#Спасательные шлюпки». Корабль затонул за 2 часа и 40 минут, однако суда, откликнувшиеся на сигналы бедствия, находились слишком далеко и не успели прийти на помощьПерейти к разделу «#Ближайшие суда».

В день перед крушением, 14 апреля «Титаник» получил 6 ледовых предупреждений от различных судов, пересекавших Северную Атлантику, но, несмотря на это, лайнер продолжал идти почти на предельной скорости 22,5 узла (41,67 км/ч)[7]Перейти к разделу «#Ледовые предупреждения». Высокая скорость в водах, занятых дрейфующими льдами, в то время являлась привычной практикой. Расчёт делался на то, что вперёдсмотрящие, находящиеся на марсовой площадке, смогут издалека заметить препятствие и лайнер безопасно изменит курс[8]. Когда прямо по курсу была замечена ледяная гора, несмотря на усилия команды, «Титанику» не удалось быстро изменить курс. Правый борт лайнера задел подводную часть айсберга. Судно получило несколько пробоин ниже ватерлинии на протяжённости в 90 м. Трюм «Титаника» разделялся на 16 отсеков, из которых первые 5 оказались пробиты и судно начало медленно уходить под водуПерейти к разделу «#Повреждения».

После полуночи капитан Эдвард Смит отдал приказы начинать эвакуацию, передавать в радиоэфир сигналы бедствия и пускать сигнальные ракеты для привлечения внимания ближайших судовПерейти к разделу «#Подготовка к эвакуации (0:05-0:40)». Эвакуация была организована плохо, команда лайнера оказалась не подготовлена к чрезвычайной ситуации. Спасательные шлюпки спускались на воду полупустыми, хотя мест в них едва хватало для половины людей, находившихся на бортуПерейти к разделу «#Начало эвакуации (0:40-1:20)».