Карузо, Энрико


Энри́ко Кару́зо (итал. Enrico Caruso; 25 февраля 1873, Неаполь, Королевство Италия — 2 августа 1921, там же) — итальянский оперный певец.

Энрико Карузо родился 25 февраля 1873 года в городе Неаполь в бедной многодетной семье. Родители хотели, чтобы Энрико стал инженером, но он выбрал карьеру музыканта. В детстве пел в церковном хоре[2], участвовал за день в нескольких церковных службах, получая за каждую службу по 10 лир. Когда Энрико было 15 лет, умерла его мать, и он стал зарабатывать на жизнь, выступая на церковных праздниках[3].

Занимался пением с частными преподавателями, среди которых был Гульельмо Верджине[2]. Верджине устроил Карузо прослушивание у импресарио Никола Даспуро для участия в спектаклях театра Сонцоньо «Меркаданте». Даспуро и дирижёр Джованни Дзуккани решили предоставить ему дебют в опере Амбруаза Тома «Миньона[en]», однако репетиции начались столь неудачно, что они отказались от этой идеи, а суеверный Карузо навсегда исключил партию Вильгельма из своего репертуара.

Вскоре после возвращения из армии исполнил партию Туридду в любительской постановке оперы «Сельская честь». 13 октября 1894 года еженедельник «Фортунио» упомянул об участии певца в концерте в театре «Эксельсиор», что стало первым появлением имени Карузо в прессе. Дебютировал на профессиональной сцене в Неаполе 16 ноября 1894 года в театре «Нуово» в опере композитора-любителя Морелли «Друг Франческо» (L'Amico Francesco)[3]. Выступал с труппой импресарио Адольфо Бракале в каирском театре «Эзбекиа Гарденс», получая уже 600 лир в месяц. В разгар сезона в Салерно был приглашён в театр «Ла Скала» участвовать в опере А. Франкетти «Сеньор ди Пурсиньяк», однако этому дебюту, как мешающему выполнению контракта, воспротивился импресарио Вискьяни.

Затем выступал во многих городах Италии[2]. Известность пришла к Карузо в 1897 году, когда он исполнил в Палермо партию Энцо в опере Понкьелли «Джоконда».

В 1900 году он впервые выступил на сцене миланского театра Ла Скала (Неморино в «Любовном напитке» Доницетти); в 1902 году дебютировал в лондонском театре Ковент-Гарден (Герцог в «Риголетто» Верди). Самая большая слава певца связана с нью-йоркским театром Метрополитен-опера, ведущим солистом которого он был с 1903 по 1921 г.[2]