Карусель (мюзикл)


«Карусель» (англ. Carousel) — второй мюзикл совместной работы Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна II, основанный на пьесе венгерского писателя Ференца Молнара «Лилиом».

Премьера пьесы «Лилиом[англ.]» состоялась в 1909 года в Будапеште. И хотя поначалу публика приняла пьесу плохо, постановка, осуществленная после Первой мировой войны стала очень успешной.[1] В 1943 году, во время подготовки их первого совместного проекта, «Оклахома!» Роджерс и Хаммерстайн получили предложение адаптировать «Лилиом» для музыкального театра. Действие из Будапешта было перенесено в Новую Англию, а конец изменён с трагического на более обнадёживающий.[2] Для работы над новым проектом создатели привлекли группу, создававшую «Оклахому!»: режиссёра Рубена Мамуляна и хореографа Агнес де Милль. Оркестровкой песен занимались композиторы Рассел Беннет и Дон Уокер.[3] Оркестровку танцевальных сцен осуществила Труде Риттман, которая впоследствии работала с Роджерсом над мюзиклами «Король и я», «Юг Тихого океана» и «Звуки музыки».

Подготовка началась в январе 1945 года. Либо Рождерс, либо Хаммерстайн обязательно присутствовали на репетициях. Иногда на них появлялся и Ференц Молнар, от которого они получали одобрение за работу со своим материалом. В том числе драматургу понравилось, как изменили концовку.[4]

Первые пробные показы состоялись в марте 1945 года в Нью-Хейвене (Коннектикут). Первый акт был очень хорошо принят зрителями, второй — нет. Сразу после окончания показа творческая группа устроила большой разбор, в результате которого из постановки были исключены пять сцен, две песни и часть крупной балетной сцены. К моменту окончания показа в Нью-Хейвене балетная сцена была сокращена до сорока минут.

На показах в Бостоне шоу претерпело дальнейшие изменения. Персонажи «Он» и «Она» (условно обозначенные Рождерсом как «Мистер и миссис Бог») были найдены неэффективными, сцены с их участием были сильно переработаны. К окончанию бостонского прогона «мистера Бога» переименовали в Хранителя звёзд, а «миссис Бог» была исключена из канвы спектакля. Танцевальная сцена была сокращена ещё больше, но в последний день показа де Милль вернула её к сорокаминутному варианту. Балет сорвал овацию, и Роджерс и Хаммерстайн приняли решение оставить её в этом виде[5][6].

Билли Бигелоу, работающий на карусели, заводит роман фабричной работницей Джули. В результате стечения обстоятельств, они оба теряют работу. После свадьбы Билли иногда бьет Джули, вымещая на ней свое раздражение из-за отсутствия работы и денег. Тем временем подруга Джули Керри готовится выйти замуж на рыбака Еноха Сноу, который планирует разбогатеть на продаже селедки. Но ухаживания никчемного приятеля Билли Джиггера едва не расстраивают помолвку.