Карфагенская епархия


Карфаге́нская епа́рхия (лат. Dioecesis Carthaginiensis) — кафедра предстоятеля Карфагенской церкви. Поскольку город Карфаген был центром африканских владений Рима в Северной Африке, епископ этого города пользовался определёнными привилегиями и правами первенства в церковной североафриканской иерархии[1].

С III по VI век Карфаген был местом череды важных церковных соборов[2]. После мусульманского завоевания Магриба Кафрагенская церковь пришла в упадок и была упразднена, а Карфагенская епархия превратилась в одну из епархий Римо-Католической церкви. В 1518 году Карфагенская архиепископия была возрождена как католический титулярный престол. Он был ненадолго восстановлен как живой архиепископский престол в 1884—1964 годах, после чего был заменён Римско-католической архиепархией Туниса. Последний титулярный архиепископ, Агостино Казароли, оставался на своём посту до 1979 года. После этого титулярный престол оставался вакантным. В XX веке Александрийская православная церковь включила в свой состав всю территорию Африки и учредила на территории стран Магриба Карфагенскую митрополию.

В христианской традиции в качестве первого епископа Карфагенского назвают апостола Крискента, поставленного апостолом Петром, или Сперата, одного из Сцилитанских мучеников[en][3]. Епенет Карфагенский упоминается в списках апостолов от семидесяти у Псевдо-Дорофея и Псевдо-Ипполита[4]. В рассказе о мученичестве святой Перпетуи и её спутников в 203 году упоминается Оптатус, которого обычно считают епископом Карфагена, но который может вместо этого быть епископом Тубурбо-Минуса[en]. Первым документально зафиксированным епископом Карфагена был Агриппин в конце II века. Ещё одним документально зафиксированным епископом Карфагена является епископ Донат, непосредственный предшественник святителя Киприана (249—258)[3][5][6][7][8].

Статус Карфагена, как столицы провинции и второго по величине (после Рима) города в западной части империи, с самого начала способствовал возвышению данной кафедры над соседними[9].

В III веке, во времена святителя Киприана, епископы Карфагена осуществляли реальное, хотя и не оформленное законодательно первенство в ранней Африканской церкви[10] не только в Проконсульской Африке даже когда она была разделена на три провинции через создание Бизацены и Триполитании, но также и в некоторой надмитрополичьей форме над Церковью в Нумидии и Мавретании. Провинциальное первенство было связано с старшим епископом в провинции, а не с конкретной кафедрой и имело мало значения по сравнению с авторитетом епископа Карфагена, к которому непосредственно могли апеллировать клирики любой из перечисленных выше провинций[10].