Рес, Катарина Фелиция ван


Катарина Фелиция ван Рес (нидерл. Catharina Felicia van Rees, известная также под псевдонимом Целестина; 22 августа 1831, Зютфен[4] — 28 марта 1915, Фелп) — нидерландская писательница, композитор и активистка-феминистка[5]. Никогда не жившая в Южной Африке, она вошла в историю страны как автор одного из первых гимнов ЮАР.

Младшая дочь в многодетной семье Рихардуса ван Реса (в разных источниках — либо налогового инспектора[4], либо нотариуса[6]?) и Констанции Вильгельмины Пипер[7].

Отец умер, когда ей было всего 7 лет. О семье заботился холостой брат её матери[7]; он, в частности, занимался образованием Катарины и помог ей развить музыкальный талант[5]. Уже с 5-летнего возраста она сочиняла произведения для фортепиано[7], а с 18 лет сама исполняла свои произведения. В 1855 г. произошло решающее для её жизни событие: в Утрехте была поставлена её комическая опера «Дебютанты» для небольшой частной аудитории. По настоянию матери, которая считала, что заниматься музыкой — ниже их достоинства, она вынуждена была отказаться от предложения поехать учиться музыке в Париж.

В 18621867 годах Катарина жила у известной меценатки и общественной деятельницы Жанны Меркус близ Арнема. Поскольку ей, как незамужней женщине, в тогдашних условиях было трудно обеспечить существование, занимаясь только композиторской деятельностью, Катарина посвятила себя защите прав женщин, начав выступать за расширение их прав на образование и занятие различными профессиями. С этого времени она с занятий музыкой переключилась на развитие своей писательской карьеры. В серии статей для газеты «Зеркало времени» она затронула проблему положения незамужних женщин.

В 1870 г. она выступила с памфлетом об эмансипации, написанным в виде открытого письма женщинам Голландии. В нём она выдвинула конкретные предложения: создать больше школ для девочек в рамках голландского среднего образования, аналогично тому, как это было во Франции и в Германии. Она указывала на инициативу редактора «Зеркала времени», Яна Питера де Кейзера, который в 1860 г. основал публичную школу[8] в Арнеме[5].

Ещё за год до публикации памфлета она переселилась в Германию, где уровень жизни был намного лучше. Из Бонна, где она жила, она продолжала направлять в Голландию на публикацию многочисленные статьи и литературные произведения. В Германии она поддерживала тесные контакты с феминисткой Луизой Отто-Петерс, президентшей Общегерманского союза женщин, нем. Allgemeine Deutsche Frauenverein, и сотрудничала с периодическим изданием союза, «Новые пути», нем. Neue Bahnen[7]. Кроме того, она в 1870—1873 г. активно публиковалась в новом голландском феминистском издании, «Наше призвание», нидерл. Onze Roeping, который редактировала Бетси Перк.