Катастрофа Ил-62 в Варшаве (1987)


Катастрофа Ил-62 в Варшаве (1987) — крупная авиационная катастрофа, произошедшая в субботу 9 мая 1987 года. Авиалайнер Ил-62М авиакомпании LOT выполнял международный рейс LOT 5055 по маршруту ВаршаваНью-Йорк, но через 23 минуты после взлёта у него загорелся двигатель № 1. Не зная масштаба возгорания, экипаж предпринял попытку вернуться обратно в Варшаву, но при заходе на посадку лайнер потерял управление и рухнул на окраине Варшавы в 6 километрах от аэропорта Окенце. Погибли все находившиеся на его борту 183 человека — 172 пассажира и 11 членов экипажа.

Это крупнейшая авиакатастрофа в истории Центральной Европы, польской авиации и с участием самолёта Ил-62[1].

Ил-62М (регистрационный номер SP-LBG, заводской 3344942, серийный 44-04) был выпущен Казанским авиазаводом им. С. П. Горбунова в третьем квартале 1983 года. 3 апреля 1984 года был передан польской авиакомпании LOT (являлся одним из семи самолётов Ил-62М, переданных LOT в данном году), в которой получил имя Tadeusz Kościuszko в честь известного военного и политического деятеля Речи Посполитой конца XVIII — начала XIX веков. Оснащён четырьмя турбореактивными двигателями Д-30КУ Рыбинского моторостроительного завода. На день катастрофы совершил 1752 цикла «взлёт-посадка» и налетал 6971 час (при общем назначенном ресурсе 30 000 часов и межремонтном 10 000 часов)[2].

До него имя Tadeusz Kościuszko носил Ил-62 борт SP-LAB (заводской номер 21105, серийный 11-05), выпущенный в 1972 году, который в начале 1983 года был возвращён в СССР, где ему присвоили бортовой номер CCCP-86706 и направили в 1-й Красноярский ОАО Красноярского УГА[3].

Всего на борту самолёта находились 183 человека — 172 пассажира и 11 членов экипажа (155 поляков — 21 из них постоянно проживал за рубежом, а 5 являлись сотрудниками авиакомпании LOT — и 17 американцев). Взлётный вес самолёта составлял 167 тонн.

8 мая 1987 года Ил-62М борт SP-LBG выполнил трансатлантический рейс из Чикаго в Варшаву, после чего прошёл 6-часовую проверку, в ходе которой его подготовили к следующему трансатлантическому перелёту. 9 мая авиалайнер должен был выполнить рейс LOT 5055 из Варшавы в Нью-Йорк и после дозаправки выполнить внутренний рейс (под другим номером) из Нью-Йорка до Сан-Франциско. На его борту находились 11 членов экипажа и 172 пассажира.