Катастрофа Boeing 747 под Корком


Катастрофа Boeing 747 под Корком — крупная авиационная катастрофа в результате теракта, произошедшая в воскресенье 23 июня 1985 года в небе над Атлантическим океаном. Авиалайнер Boeing 747-237B авиакомпании Air-India совершал плановый межконтинентальный рейс AI182 по маршруту МонреальЛондонДелиБомбей, но при подлёте к Лондону (в 176 километрах от Корка (Ирландия)) на его борту прогремел взрыв, уничтоживший самолёт. Погибли все находившиеся на его борту 329 человек — 307 пассажиров и 22 члена экипажа.

Катастрофа рейса AI182 стала крупнейшей авиакатастрофой в нейтральных водах и истории индийской авиации, первым терактом на самолётах Boeing 747 и крупнейшим терактом в истории Канады.

Boeing 747-237B (регистрационный номер VT-EFO, заводской 21473, серийный 330) был выпущен в 1978 году (первый полёт совершил 19 июня). 30 июня того же года был передан авиакомпании Air-India, в которой получил имя Emperor Kanishka. Оснащён четырьмя двухконтурными турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney JT9D-7J. На день катастрофы 7-летний авиалайнер совершил 7525 циклов «взлёт-посадка» и налетал 23 634 часа[1][2].

В Монреале у рейса 182 сменился экипаж. Состав нового экипажа рейса AI182, летевшего по маршруту Монреаль—Лондон—Дели—Бомбей, был таким[3][4]:

Всего на борту самолёта находились 329 человек — 22 члена экипажа (3 пилота и 19 бортпроводников (10 стюардов, 9 стюардесс)) и 307 пассажиров.

Boeing 747-237B борт VT-EFO совершал плановый рейс AI181 по маршруту Бомбей—ДелиФранкфурт-на-МайнеТоронто—Монреаль. На промежуточной посадке в Торонто к самолёту под левым крылом прикрепили пятый двигатель. Этот двигатель был снят с другого самолёта Air-India, когда 8 июня он отказал при взлёте, в связи с чем пилоты тогда были вынуждены вернуться обратно. В аэропорту на том самолёте отказавший двигатель заменили на новый, любезно предоставленный авиакомпанией Air Canada. Теперь же снятый двигатель планировалось доставить в Индию для ремонта. Его закрепили на левом крыле между двигателем № 2 и фюзеляжем, после чего закрыли обтекателями. Из-за установки двигателя рейс 181 был вынужден задержаться с вылетом и прибыл в Монреаль в 01:10 UTC[5][6].