Католицизм на Украине


Католицизм на Украине (укр. Католицька церква в Україні, лат. Ecclesia Catholica in Ucraina) — Католическая церковь Украины — часть всемирной Католической церкви. Католики составляют 10 % населения Украины[1][2].

Католицизм как западного, так и восточного обряда более распространён на западе страны, хотя сеть католических приходов охватывает всю территорию Украины. Украинские грекокатолики составляют большинство населения в Галиции (Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская области) и Закарпатье.

Четыре католических церкви на Украине имеют статус Малой базилики, присвоенный римским папой в ознаменование древности церкви, её исторической важности или значимости как паломнического центра.

История как западного, так и восточного христианства на территории современной Украины весьма древняя. Согласно церковной традиции апостол Андрей в I веке проповедовал у скифов и путешествовал по землям будущего Древнерусского государства. Святой Папа Климент I погиб в 100 году мученической смертью в Крыму[3].

В X веке киевская княгиня Ольга отправила послов к императору Оттону I с просьбой прислать на Русь епископа для проповеди христианства. С этой целью Киев посетил епископ Адальберт Магдебургский, хотя его миссия особого успеха не имела[4].

В 988 году князь Владимир крестил Русь. Хотя Русь была крещена по византийскому обряду, контакты Владимира с Папским престолом не прерывались. Так, в 1007 году на Русь прибыл святой Бруно Кверфуртский, который был хорошо принят Владимиром. Общение Русской церкви и Рима не прервалось и после раскола в 1054 году, в котором Русская Церковь, будучи дочерней церковью Константинопольского патриархата не принимала прямого участия. Примечательно, что праздник в честь перенесения мощей святителя Николая «из Мир Ликийских в Бар-град», учреждённый в 1087 году папой Урбаном II, был установлен и в Русской церкви около 1095 года и до сих пор отмечается в русском православии 9 мая по Юлианскому календарю, в то время как в греческих Церквах его никогда не было. Во второй половине XI и XII веке было заключено большое количество браков между представителями русских и западных княжеских домов (только с польскими князьями более 20) и ни в одном из этих случаев не зарегистрировано ничего похожего на «переход» из одного вероисповедания в другое[5].