Катрина, или Жизнь без радости


«Катрина, или Жизнь без радости» (фр. Catherine ou Une vie sans joie) — французский немой художественный фильм снятый Альбером Дьёдонне в 1924 году. Первый фильм в котором принимал участие французский режиссёр Жан Ренуар, который финансировал создание картины и являлся одним из сценаристов. В картине дебютировала его жена Катрин Гесслинг, снявшаяся во многих его последующих фильмах . В 1927 году режиссёр Дьёдонне осуществил второй монтаж картины и выпустил её под названием «Безрадостная жизнь»[3].

Фильм повествует о нелёгкой судьбе молодой и красивой служанки Катрин Ферран на пути к её личному счастью. Находясь в Ницце она влюбляется в хозяйского сына, который болен туберкулезом. Его родители добрые и отзывчивые люди. Отец, является депутатом в Сен-Поль-де-Вансе. Его политические соперники используют роман его сына с Катриной для шантажа, из-за которого она вынуждена бежать.

Жан Ренуар с детства был увлечён кинематографом, однако ему не нравилась французская послевоенная кинопродукция и он отдавал решительное предпочтение американским картинам. О периоде времени, в который он решился к созданию фильмов Ренуар писал в 1938 году в статье, где он анализировал фильмы и своё режиссёрское сознание эпохи немого кино[3]:

Мысль о работе в кино меня не посещала. Мне казалось, что во Франции невозможно создать что-то своё. Ведь критики не признавали, а некоторые ничего не знали о столь любимых мной американских фильмах, о восхитительных актёрах, чья игра вдохновляла меня. Как же я, робко мечтавший лишь пойти по их следам, не надеясь когда-нибудь с ними сравняться, мог мечтать об удаче в моей рутинной стране?

Однако увидев ленту «Костёр пылающий» (1923) И. И. Мозжухина, Ренуар понял, что и в Европе можно снимать качественные картины и решил посвятить себя кино. Также большое впечатление в этот период на него произвёл фильм Эриха фон Штрогейма «Глупые жёны» (1922). По словам Ренуара этот фильм буквально ошеломил его: «Я смотрел его, должно быть, по меньшей мере раз десять. Сжигая то, чему поклонялся прежде, я понял, насколько до тех пор заблуждался. Прекратив по-дурацки обвинять так называемое непонимание публики, я узрел возможность тронуть её показом подлинных сюжетов в традиции французского реализма»[5].

Первым фильмом Ренуара стала лента «Катрина», в которой он намеревался отразить своё восхищение американским кинематографом. По словам Жоржа Садуля Ренуар как богатый любитель кино мог себе позволить финансировать фильм чтобы дать возможность дебютировать в кино своей молодой жене Катрин Гесслинг (бывшая натурщица Огюста Ренуара), которую позже Андре Базен назвал «настоящей царицей немых произведений Ренуара»[5].