Кахетинское царство


Кахетинское царство (груз. კახეთის სამეფო, также известное как Кахети или Кахетия) — монархическое государство восточной Грузии, занимавшее область Кахетию. В разное время её столицами были Греми и Телави.

Как особое царство Кахетия в грузинских летописях упоминается уже с IV—V веков[1], со времени водворения здесь христианства. У арабских писателей с VII века также известна эта страна[1]. Правители Кахетии были известны под разными наименованиями — корикозов, мтавари и др.

Квирике III (умер в 1037 году) прозванный великим, провозгласил себя царём (мепе) Кахетии и Эретии. Из IX ст. дошло до нас житие св. Илариона, уроженца Кахетии, в списке 1074 года. Из этого документа видно, что в то время христианство процветало в Кахетии; здесь были мужские и женские монастыри, богато снабжённые книгами, были епископы и прочее духовенство, которое поддерживало религиозные сношения с Сирией, Палестиной, Константинополем и даже Римом. После смерти Квирике III трон унаследовал его племянник (сын сестры) Гагик, из рода армянских Кюрикидов, царей Ташир-Дзорагетского царства[2]. В 1106 году грузинский царь Давид IV взял в плен Агсартана II, последнего кахети-эретинского царя, и присоединил Кахетию к остальной Грузии. С этих пор до 1468 года Кахетия входила в состав объединённой Грузии, управляемой царями из династии Багратионов, так что в течение 363 лет история Кахетии сливается с общегрузинской историей. Во второй половине XV века Грузия распадается на три царства и пять княжеств: Мингрельское, Гурийское, Сванетское, Абхазское и Самцхе-Саатабагское.

Западная Грузия, то есть царство Имеретинское и княжества, находились под политическим влиянием Порты Оттоманской, а восточная Грузия, то есть царства Карталинское и Кахетинское — под таким же влиянием Персии. Дробление Грузии на несколько частей усердно поддерживалось Турцией и Персией, как одно из средств к ослаблению страны. Другим средством была пропаганда ислама, между прочим — в восточной Кахетии[1]. Дань, платимая в эпоху политической зависимости от Турции и Персии, была ничтожна, но обязательна была выдача известного числа детей обоего пола, которых посылали время от времени в Тегеран и Стамбул в качестве заложников; девушки выходили там замуж за шахов, султанов и их приближённых, а мальчики, воспитанные в духе мусульманства, обычно возвращались в Грузию для занятия высших должностей.