Кашетирование


Кашети́рование, каши́рование, кашети́рованный форма́т — разновидность широкоэкранных кинематографических систем, использующих стандартную 35-мм киноплёнку и сферические (аксиально-симметричные) объективы, при этом располагая изображение на поперечном кадре меньшей, чем у классического формата, высоты[1]. При кинопроекции кашетированного фильма также используется сферический объектив с фокусным расстоянием, меньшим, чем для фильма классического формата, чтобы получить на более широком экране изображение с соотношением сторон от 1,66:1 до 2:1[2][3].

Кашетирование может быть двух видов: явное и скрытое («жёсткое» и «мягкое» каше)[4]. При явном кашетировании в киносъёмочном аппарате используется маска — «каше» — затеняющая изображение кадра сверху и снизу[5]. Чаще всего это сменная кадровая рамка с уменьшенной высотой.

Форматы с явным кашетированием являются версиями классического, кадр которого уменьшен по высоте, давая широкоэкранное изображение. Однако чаще применяется скрытое кашетирование, когда обрезка изображения происходит только в процессе печати фильмокопий или кинопроекции[4].

Впервые такая технология была применена в 1953 году киностудией «Парамаунт», выпустившей на экраны фильм «Шейн» с кашетированием до соотношения 1,66:1[6][7]. При съёмке фильма в классическом формате кинооператор размещал сюжетно важные детали в пространстве, обозначенном в видоискателе дополнительной рамкой, ограничивающей высоту кадра сверху и снизу. Примечательно, что такой фильм мог быть показан как в широкоэкранном, так и в обычном варианте без нарушения композиции кадра. Возможность обычного показа расширяла потенциальную аудиторию, позволяя демонстрировать картину в кинотеатрах, не приспособленных для широкоэкранной проекции.

Удачное техническое решение многие кинокомпании начали применять для своих фильмов, уже снятых до этого в классическом формате. Эксперименты с обрезкой уже готового кадра показали, что при соотношении 1,85:1 становятся неизбежными потери лба и подбородка на крупных планах[4]. Пик популярности кашетирования пришёлся на 1953—54 годы, пока анаморфированная киносистема «Синемаскоп» ещё не получила распространения[1].

В фильмокопиях кашетированных форматов большая часть площади киноплёнки занята межкадровым промежутком и не используется, а полезная площадь кадра меньше, чем у классического[3].


Размеры и расположение кашетированного кадра 1,66:1 (слева) и 1,85:1