Ка-52 «Аллигатор» (по кодификации НАТО — Hokum B) — российский разведывательно-ударный вертолёт[4] нового поколения. Машина способна поражать бронированную и небронированную технику, живую силу и воздушные цели на поле боя. Представляет собой дальнейшее развитие вертолёта Ка-50 «Чёрная акула».
До прекращения серийного производства Ка-50 в 2009 году в качестве специфики боевого применения Ка-52 предусматривалось выполнение им задач командирской машины армейской авиации, осуществляющей разведку местности, целеуказание и координацию действий группы боевых вертолётов. Помимо выполнения разведывательно-боевых функций, Ка-52 может выполнять роль учебно-тренировочной машины[5].
Вариант корабельного базирования Ка-52К может оснащаться сравнительно более мощным, чем большинство ударных вертолётов армейской авиации, комплексом управляемого вооружения (КУВ) «Гермес-А» с максимальной дальностью стрельбы 15—20 км .
По контракту Минобороны РФ и ПАО «Арсеньевская авиационная компания „Прогресс“ им. Н. И. Сазыкина» от 2011 года планируется произвести 140 вертолётов на общую сумму 120 млрд рублей. Стоимость одного вертолёта — около 857 млн рублей.
Первый лётный прототип вертолёта Ка-52, получивший бортовой № 061, был переоборудован к началу ноября 1996 года из серийного Ка-50 (11-й лётный экземпляр, ранее носивший бортовой № 021 и «выставочный» № H317)[6][5]. 25 июня 1997 года состоялся первый полёт лётного прототипа в режиме висения, а 13 августа 1997 года он совершил свой первый полёт по кругу[7][8].
В 2008 году на авиационном заводе «Прогресс» было построено ещё два опытных вертолёта Ка-52 (бортовые № 062 и 063), первый из которых совершил свой первый полёт 27 июня 2008 года. Лётные испытания второго из них — предсерийного Ка-52 (бортовой № 063), были начаты в октябре 2008 года[9][10][8].