Ка-52


Ка-52 «Аллигатор» (по кодификации НАТО — Hokum B) — российский разведывательно-ударный вертолёт[4] нового поколения. Машина способна поражать бронированную и небронированную технику, живую силу и воздушные цели на поле боя. Представляет собой дальнейшее развитие вертолёта Ка-50 «Чёрная акула».

До прекращения серийного производства Ка-50 в 2009 году в качестве специфики боевого применения Ка-52 предусматривалось выполнение им задач командирской машины армейской авиации, осуществляющей разведку местности, целеуказание и координацию действий группы боевых вертолётов. Помимо выполнения разведывательно-боевых функций, Ка-52 может выполнять роль учебно-тренировочной машины[5].

Вариант корабельного базирования Ка-52К может оснащаться сравнительно более мощным, чем большинство ударных вертолётов армейской авиации, комплексом управляемого вооружения (КУВ) «Гермес-А» с максимальной дальностью стрельбы 15—20 км[⇨].

По контракту Минобороны РФ и ПАО «Арсеньевская авиационная компания „Прогресс“ им. Н. И. Сазыкина» от 2011 года планируется произвести 140 вертолётов на общую сумму 120 млрд рублей. Стоимость одного вертолёта — около 857 млн рублей.

Первый лётный прототип вертолёта Ка-52, получивший бортовой № 061, был переоборудован к началу ноября 1996 года из серийного Ка-50 (11-й лётный экземпляр, ранее носивший бортовой № 021 и «выставочный» № H317)[6][5]. 25 июня 1997 года состоялся первый полёт лётного прототипа в режиме висения, а 13 августа 1997 года он совершил свой первый полёт по кругу[7][8].

В 2008 году на авиационном заводе «Прогресс» было построено ещё два опытных вертолёта Ка-52 (бортовые № 062 и 063), первый из которых совершил свой первый полёт 27 июня 2008 года. Лётные испытания второго из них — предсерийного Ка-52 (бортовой № 063), были начаты в октябре 2008 года[9][10][8].


Прототип Ка-52

11-й лётный экземпляр серийного Ка-50 на авиасалоне Ле-Бурже, 1993
1-й лётный прототип Ка-52 (после переоборудования из 11-го лётного экземпляра Ка-50) на МАКС-2005
Ка-50 с заводским № 3538053201012, при переоборудовании в 1-й лётный прототип Ка-52 получившая заводской № 87980006003[6].

Кабина Ка-52

Отображение пилотажной, навигационной и прицельной информации на многофункциональных дисплеях (вид с места штурмана-оператора).

Ка-52К «Катран» со сложенными лопастями несущих винтов и консолями крыла (Международный военно-технический форум «Армия-2017», парк «Патриот»)

ПТУР «Атака» на внутреннем узле подвески вооружения правой консоли крыла.
ПТУР «Вихрь» на внутреннем узле подвески вооружения левой консоли крыла.
Вертолёт оборудован гиростабилизированной оптико-электронной системой ГОЭС‑451 (снизу фюзеляжа, перед носовой стойкой шасси).

Ка-52К «Катран» на МАКС-2015

Вертолёт оборудован оптико-электронной системой ОЭС‑52 (снизу фюзеляжа, перед носовой стойкой шасси).