Четыренадесятидневники


Четыренадесятидне́вники или Четыренадеся́тники (др.-греч. τεσσαρεσκαιδεκατιται; лат. tessarescaedecatitae от др.-греч. τεσσᾰρεσ-καί-δεκᾰ — четырнадцать) или Квартодецима́не (лат. quartadecimani от лат. quattuordecim — четырнадцать) или Тетради́ты (др.-греч. τετραδίται; лат. tetraditae от др.-греч. τετάρτη — четвёртый день (среда)[1]) — христианские общины учившие, что Пасху следует праздновать в 14-й день нисана.

Первые христианские общины состояли исключительно из иудеев, для них было естественно праздновать Пасху ветхозаветную, но вложив в неё новозаветный смысл[2]. По мере распространения христианства традиция праздновать Пасху 14 нисана была воспринята и восточными христианами из язычников. На западе в отношении празднования Пасхи не следовали иудейским традициям. Там считали правильным праздновать воскресение Христово в тот день недели, который был посвящён этому воспоминанию, выбирая эту неделю приблизительно — ту, которая следовала за полнолунием пасхального месяца. С течением времени эти две традиции должны были прийти к конфликту.

В середине II века, несмотря на то, что Рим и Малая Азия праздновали Пасху по-разному, Аникет (папа римский), и Поликарп Смирнский вместе служили Евхаристию и причащались из одной чаши.[3]. Но уже в конце II века возник спор о дне праздновании Пасхи между Виктором, епископом Римским и Поликратом, епископом Эфесским. В Риме и в Малой Азии параллельно друг другу собирали поместные церковные соборы, в обоих местах единомысленно полностью подтверждали, что их предание получено от апостолов, только от разных. Виктор формально отлучил епископов и паству Малой Азии за их несогласие с Римом. Благодаря посредничеству епископа Лионского Иринея мир удалось восстановить при сохранении каждой поместной церковью своей традиции празднования Пасхи.

Константин Великий, перенес столицу империи из Рима в Константинополь и решил распространить Римский обычай празднования Пасхи на все христианские общины. В 325 году Константин собирает Первый Никейский Собор, известный также как Первый Вселенский Собор, на котором церковные иерархи выполняют волю императора, от имени собора утверждают праздновать Пасху в день воскресный после полнолуния, которое следует после весеннего равноденствия[4][5]. Часть христианских общин не приняли определение Первого Никейского Собора о праздновании Пасхи в день воскресный, а продолжали праздновать Пасху 14 нисана. К таким общинам относились евиониты, савватиане, авдиане и другие. Все эти общины получили общее название: четыренадесятидневники.