Кведлинбургские анналы


Кведлинбу́ргские анна́лы (лат. Annales Quedlinburgenses) — всемирная хроника от сотворения мира до 1025 года, описывающая, в основном, историю территорий, входивших в Священную Римскую империю (Германию), и близлежащих земель. Анналы составлены в первой половине XI века в женском Кведлинбургском аббатстве (около города Кведлинбург), по которому они и получили своё название.

Оригинал рукописи «Кведлинбургских анналов» не сохранился до нашего времени. Наиболее старая из существующих копий, ставшая основой для всех последующих изданий анналов, была сделана в 1556 году в Дрездене. Однако, в основу этой копии был положен уже дефектный вариант протографа. Из-за этого в анналах не сохранились записи для целого ряда лет (например, отсутствуют записи за 874—909 и 964—983 годы), а также полностью утеряно окончание рукописи[1].

«Кведлинбургские анналы», вместе с «Хильдесхаймскими» и «Вайсенбургскими анналами», а также с анналами Ламберта Херсфельдского и хроникой Саксонского анналиста, входят в Херсфельдскую группу анналов. Своё название группа получила по «Херсфельдским анналам» — одному из основных источников для ранних частей всех этих анналов[2].

Предполагается, что автором анналов была женщина, одна из монахинь Кведлинбургского монастыря. Близость аббатства к одному из главных городов Священной Римской империи X века и покровительство, которое оказывали обители члены правящей Саксонской династии[3], позволили автору анналов включить в них много достоверных и подробных сведений, часто носящих уникальный характер[4].

«Кведлинбургские анналы» в своей ранней части основаны на трудах Иеронима, Исидора Севильского и Беды Достопочтенного. Однако, здесь же присутствуют записи, в основе которых лежат сведения, почерпнутые из германского народного эпоса (рассказы об Аттиле, Теодорихе Бернском, Одоакре и Беовульфе). Это наиболее ранние в истории записи фрагментов этих сказаний[5] и единственные, содержащиеся в раннесредневековых анналах[6].