Беда Достопочтенный


Бе́да Достопочте́нный (Беда Досточти́мый; лат. Beda Venerabilis, англ. Saint Bede, Venerable Bede или Bede the Venerable, др.-англ. Bǣda или Bēda; между 672 и 673 — 26 мая 735) — бенедиктинский монах двойного монастыря[en] Святых Петра и Павла в англосаксонском королевстве Нортумбрия (современный Джарроу). Прозвище Беды, «достопочтенный» (лат. venerabilis), известно из эпитафии IX века, по преданию, продиктованной ангелом. С этим титулом его упоминают Алкуин и Павел Диакон. На Ахенском соборе 836 года был провозглашён «достопочтенным и удивительным учителем современности» и было принято постановление считать Беду таким же непререкаемым авторитетом, как и ранних Отцов Церкви. Вплоть до конца Средневековья его ставили в один ряд с Августином Блаженным и Григорием Великим[1]. В 1899 году Беда был канонизирован папой Львом XIII, одновременно католическая церковь назвала его одним из Учителей Церкви. В 1978 году Беда был канонизирован митрополитом Антонием (Блумом), является местночтимым святым Сурожской епархии Русской православной церкви[2].

Автор около 40 трудов на латинском языке, посвящённых разнообразным вопросам богословия и церковной жизни (включая календарное исчисление), риторики и грамматики. Поскольку Беда написал одну из первых историй Англии под названием «Церковная история народа англов», она принесла ему славу «отца английской истории»[3]. Начиная с эпохи Реформации авторитет Беды-богослова отступил на второй план, уступив место Беде-историку[4], при этом и католики, и протестанты равно использовали его «Историю», находя в ней подтверждение своим взглядам. Именно этот труд является наиболее изученным в современной историографии[5].

По словам М. Ненароковой, жизнь Беды-монаха настолько бедна внешними событиями, что о ней достоверно ничего не известно[6]. Невелик и круг доступных источников: Беда поместил краткий перечень своих важнейших жизненных вех в конце «Церковной истории народа англов». На основе этих пассажей строилась краткая «Жизнь Беды» Кутберта; рассказ о смерти своего учителя Кутберт поместил в послании к некоему Кутвину. В дошедшей до нас переписке современников, как самого Беды, так и англосаксонских миссионеров в Германии — св. Бонифация, Лулла, и посланиях Алкуина также можно почерпнуть некоторые сведения. Все жития Беды — позднего происхождения[2][7]. Значительную часть автобиографии занимал перечень книг, написанных Бедой. М. Ненарокова отметила, что «создаётся впечатление, что, отрекшись от мира, Беда желал, чтобы и мир ничего не знал о нём как о личности, но при посредстве его сочинений обратился бы к миру Горнему»[8].


Развалины монастыря св. Павла в Джарроу. Вид с юго-запада, башня относится к норманнскому периоду
Лист 11r так называемой Библии Кеолфрида. Британская библиотека
Надгробие Беды Достопочтенного в Даремском соборе
Моисей перед фараоном. Миниатюра из Парижской сирийской Библии[en], VII век
Иов на гноище. Миниатюра из Парижской сирийской Библии[en], VII век
Евангелист Марк. Миниатюра Санкт-Галленского Евангелия[en], VII век
Царь Соломон созерцает строительство Храма. Миниатюра из «Великолепного часослова герцога Беррийского»
Учительство св. Кутберта. Миниатюра из рукописи XII века Жития св. Кутберта, написанного Бедой
Св. Кутберт отдаёт свою обувь страждущему. Миниатюра из рукописи XII века Жития св. Кутберта, написанного Бедой
Св. Кутберт омывает ноги ангелу. Миниатюра из рукописи XII века Жития св. Кутберта, написанного Бедой
Св. Кутберт и королева Эльфлида. Миниатюра из рукописи XII века Жития св. Кутберта, написанного Бедой
Миниатюра из Трирского апокалипсиса[de], IX век
Карта Британских островов на 802 год. Из книги Shepherd, William R. Historical Atlas, New York: Henry Holt and Company, 1926
Титульный лист базельского собрания сочинений (1563)
Джеймс Дойл Пенроуз. «Последняя глава» (Досточтимый Беда диктует Евангелие от Иоанна на смертном одре), 1902