Кембриджский кружок (Кейнс)


Кембриджский кружок или кружок Кейнса (англ. Cambridge Circus, Keynes's Circus) — группа молодых экономистов Кембриджского университета, тесно связанных с Джоном Мейнардом Кейнсом. В состав группы входили Ричард Кан, Джеймс Мид, Джоан Робинсон, Остин Робинсон и Пьеро Сраффа[1]. Кружок образовался сразу же после публикации 31 октября 1930 года «Трактата о деньгах» Кейнса.[1] На своих встречах группа читала и обсуждала Трактат и текущие идеи Кейнса, которые он выдвигал в развитие Трактата, давая ему обратную связь о его продолжающейся теоретической работе, которая в конечном счёте привела к его «Общей теории занятости, процента и денег»[1]. Группа собралась по инициативе Сраффы в квартире Кана в Гиббсовском корпусе Королевского колледжа[2]. Кроме того, участники кружка встречались на семинаре, в котором участвовали также несколько студентов, в 1930—1931 учебном году[1]. Семинар проходил в Старом общем зале Тринити-колледжа[2].

Кан выступал в качестве представителя группы и еженедельно встречался с Кейнсом, чтобы обсудить идеи кружка[3]. Впоследствии Кан называл проблемы «вдовьего кувшина» (англ. widow’s cruse) и «бочки Данаид» как наиболее существенные вопросы для обсуждений группы[3]. Эти проблемы касались заявления Кейнса в «Трактате» о том, что предприниматель, который потратил свою прибыль на потребительские товары, увеличил бы прибыль для другого предпринимателя на ту же сумму, и что эти прибыли будут бесконечно насыщать экономику, подобно маслу из вдовьего кувшина (3Цар. 17:16). (Обратный случай, когда предприниматели экономят, аналогичен бочке Данаид, которая никогда не заполняется). Кружок оспаривал неявное предположение Кейнса о неизменном объёме предложения потребительских товаров[4].

Впоследствии широко обсуждалось влияние группы на Общую теорию. Например, Йозеф Шумпетер заявлял, что вклад Кана был почти что на уровне соавторства, но сам Кан отрицал это[2]. С другой стороны, Дон Патинкин утверждал, что большинство основных идей Кейнса, изложенных в Общей теории, были выработаны после распада группы весной 1931 года[2].

Кружок не вёл записей, но впоследствии было опубликовано несколько воспоминаний участников о его собраниях.