Киевская летопись


Ки́евская ле́топись — памятник истории и литературы, составная часть Ипатьевского списка. Является продолжением «Повести временных лет» и предшествует Галицко-Волынской летописи, охватывает события 11181200 годов.

Текст упорядочил около 1200 года игумен Выдубицкого монастыря в Киеве Моисей на основе летописных сводок, составленных при княжеских дворах в разных землях Руси, с определёнными сокращениями и дополнениями. Наличие разных авторов, неодинаковый уровень их образования и таланта отразились на подходе к изложению событий, стиле, оценках фактов. Киевская летопись состоит из погодовых записей, в которые были вплетены летописные рассказы, воинские повести о князьях Игоре Ольговиче, Игоре Святославиче и др. Рассказывается также о Новгороде, Волжской Болгарии, Германии, Чехии, Польше, Венгрии. Главная тема Киевской летописи — Киев и Киевская земля, борьба за стольный град между Мономаховичами и Ольговичами, призывы к единению Руси в борьбе против иноземных завоевателей. В Киевскую летопись включены отдельные летописные произведения — повесть об убийстве Андрея Боголюбского в 1174, повесть о походе Игоря Святославича на половцев 1185 и др.

Киевская летопись — самая большая древнерусская хроника, в Ипатьевском списке, общий объём которого 307 листов, она занимает 139 листов. Помимо Ипатьевского списка, Киевская летопись сохранилась в Хлебниковском, Погодинском и трех других поздних летописных списках: Ермолаевском, Краковском и списке Яроцкого.

Киевская летопись написана на гибридном церковнославянском языке, а язык некоторых её фрагментов (особенно — прямой речи) оказывается приближен к языку бытовой письменности, хотя и содержит некоторое количество церковнославянских элементов. В Киевской летописи широко представлена общеупотребительная и военная лексика.

А. А. Зализняк обращал внимание на то, что светская прямая речь в Киевской летописи более других ранних восточнославянских памятников близка по синтаксису к берестяным грамотам. Ярче всего это проявляется в положении энклитик[1]. Большая часть энклитик располагается в светской прямой речи Киевской летописи в соответствии с законом Вакернагеля и, так же как расположение энклитик в ранних берестяных грамотах (XI-ХIII вв.), точнее всего отражает ситуацию живого древнерусского языка[2]. Эта особенность значительно отличает Киевскую летопись от других ранних летописей.

[1] Энклитики — акцентно несамостоятельные словоформы, объединяющиеся в одну тактовую группу с предшествующей словоформой. К энклитикам относится большинство частиц (же, ли, бо, бы, ти), ряд местоименных словоформ в дательном падеже (ми, ти, си, ны, вы, на, ва) и в винительном падеже (мѧ, тѧ, сѧ, ны, вы, на, ва, и, ю, е, ѣ, ѧ), а также связки (есмь (есми), еси, есмъ (есме, есмо, есмы), есте, есвъ, еста, есть, суть, еста) [Зализняк 2008: 28].