Кировский автобус


Ки́ровский автобус — система автобусных маршрутов общественного транспорта города Кирова. Регулярное движение пассажирских автобусов началось 1 мая 1934 года[2]. Является основным видом общественного транспорта в Кирове.

На 2018 год обслуживается тремя компаниями-перевозчиками[3] на 45 автобусных направлениях: муниципальное АО «Автотранспортное предприятие» отвечает за 27 автобусных, а также за 7 троллейбусных маршрутов, ООО «Автохозяйство» — за 10 автобусных маршрутов, ОАО «КировПассажирАвтотранс» — за 8 автобусных. На части обслуживаемых маршрутов по договору с предприятиями работают 24 перевозчика[1][4]. Используются автобусы малой, средней и большой вместимости[источник не указан 644 дня]. Все автобусы оборудованы системой спутникового слежения ГЛОНАСС/GPS и системой мониторинга «Навигатор»[5]. Большинство машин оснащены голосовым информатором. На некоторых установлены электронные указатели маршрутов. Длина сети насчитывает 1097,73 км[6].

Проблема перевозки жителей из одной части города в другую существовала в Вятке уже в начале XX века. В 1908 году ряд вятских купцов обратился в городскую думу с предложением о постройке конки, причём все расходы они собирались брать на себя, но Дума отклонила данный проект как утопический. Через год поступило предложение от госпожи А. А. Пекарской пустить от центра города до двух вокзалов омнибус — карету для платной перевозки пассажиров. Одновременно в карету могли вмещаться до восьми человек. После больших споров Дума выдала разрешение на перевозку пассажиров омнибусом по строго оговорённым маршрутам. Стоимость проезда от центра до вокзала составляла 12 копеек, а между остановками (а их было установлено две) — 4 копейки. Учащиеся провозились за половину стоимости. Омнибусы ходили по городу чуть более года. В октябре 1910 года госпожа Пекарская обанкротилась и продала все кареты[2].

10 мая 1914 года городская дума вновь рассматривала вопрос об организации перевозки горожан[источник не указан 2441 день].