Киртан


Ки́ртан(а), или санки́ртан(а) (санскр. कीर्तन, IAST: Kīrtana; «повторять»)[1] — форма духовной практики в индуизме и сикхизме, заключающаяся в коллективном воспевании имён и славы Бога. Киртан практикуется во всех направлениях индуизма, но наибольшее распространение эта практика получила в вайшнавизме.

Киртан проводится следующим образом: сначала ведущий поёт целиком или по частям мантру, затем все хором её повторяют, затем снова вступает ведущий и т. д. Пение обычно аккомпанируется на мридангах и караталах (маленьких цимбалах), также используется фисгармония и иногда другие инструменты. В киртане, как правило, используются традиционные мелодии. В традиции гаудия-вайшнавизма во время пения принято танцевать — танец считается одним из важных элементов кришнаитского бхакти. Киртаны обычно начинаются медленно, а затем ускоряются. Для каждой стадии киртана существуют свои ритмы мриданги и каратал.

Санскритский корень глагола киртт означает «произносить что-либо громко, так, чтобы другие также могли слышать»[2]. Значение слова киртан часто трактуется как «громко провозглашать великолепие Всевышнего для того, чтобы все слышали». Задачей практикующего киртан является на время целиком погрузиться в духовную звуковую вибрацию.

Танец является физическим элементом киртана. Когда люди испытывают исключительную степень радости и доверия, им хочется максимально раскрыть свои объятия. Противоположное тоже верно: когда люди раскрывают свои руки, это заставляет их почувствовать радость. Поэтому руки танцующих во время киртана раскрыты и подняты над головой.

Киртан прост, доступен и не требует подготовки, из-за чего является повседневной практикой многих индуистов.

Начало санкиртане положил в начале XVI века основатель традиции гаудия-вайшнавизма Господь Чайтанья (1486—1534)[3]. Переполняемый глубокими религиозными чувствами, Господь Чайтанья вдохновлял своих последователей выходить на улицы индийских городов и деревень, танцуя и воспевая гимны и мантры во славу Кришне[3]. Это уникальное для индуизма нововведение Чайтаньи впоследствии стало отличительной чертой ИСККОН — современного продолжения гаудия-вайшнавской традиции[3]. Основатель ИСККОН Бхактиведанта Свами Прабхупада сделал санкиртану основной формой проповеди[3]. Согласно вероучению кришнаитов, занимаясь санкиртаной и другими видами духовной деятельности под руководством духовного учителя, душа может восстановить свои вечные взаимоотношения с Кришной и вернуться в духовный мир[3].