Кистерс, Хайнц


Хайнц Ки́стерс — немецкий предприниматель, арт-дилер и коллекционер, известный как основатель большого частного собрания произведений искусства классической европейской живописи.

Тяга к искусству у молодого Хайнца Кистерса была заложена с детства. Его отец Генри имел небольшую коллекцию европейской графики. Мать интересовалась голландской средневековой живописью. В 1931 году Кистерс начал в Кёльне бизнес радиотехники. Во время Второй мировой войны работал инженером связи. Магазины радиотехники Кистерса работали настолько прибыльно, что в период между 1941 и 1945 годом он смог приобрести не менее 105 картин старых мастеров, которые ему продал из своих запасников городской Музей Вальрафа-Рихарца. Тогдашний директор музея Отто Х. Ферстер хотел купить на вырученные деньги работы современных художников, которые ему были предложены за время немецкой оккупации Парижа и Амстердама[1].

По окончании войны Хайнц Кистерс успешно предпринимал на европейском арт-рынке, продавал картины даже федеральному канцлеру ФРГ Конраду Аденауэру, а также консультировал его при покупке произведений живописи[2]. Они познакомились в 1950 году, когда Кистерсу было 38 лет. Во время первой встречи канцлер был удивлён, что Кистерс, которого ему рекомендовали как знатока классической европейской живописи, служил в немецкой армии, оказался специалистом по высоким частотам и имел собственный радиозавод. В 1954 году Кистерс стал личным арт-дилером Аденауэра. Поселился в швейцарском Кройцлингене, где собрал обширную коллекцию произведений искусства старых мастеров. После смерти Аденауэра Хайнц Кистерс приобрёл у его наследников 19 работ из коллекции канцлера за 950 000 немецких марок. В 1970 году он выставил 13 из них на аукцион Кристис. Но на самом деле он выступил только представителем интересов трёх сыновей Аденауэра, которые не могли в открытую продать эти картины без возврата государственной пошлины, так как они были приобретены за государственный счёт. «Аукцион Аденауэра» состоялся 26 июня 1970 года в Лондоне и не принёс ожидаемых результатов. Было продано только 5 полотен на сумму 156 000 немецких марок вместо ожидаемых 6 миллионов марок. Также, появились сомнения в правильности атрибуции некоторых картин[1].