Китайская историография


Китайская историография (кит. трад. 中國史學史, упр. 中国史学史, пиньинь zhōngguó shǐxuéshǐ, палл. чжунго шисюэши) — история исторической мысли китайской цивилизации. Традиционные исторические сочинения считались частью высокой литературы и в традиционной классификации следовали сразу после конфуцианского канона, составляя библиографический раздел ши бу (史部)[2]. Созданный китайскими историками комплекс источников и набор техник их интерпретации является основой исторических дисциплин синологии, причём западное восприятие текстов и событий китайской истории полностью зависит от национальной комментаторской и издательской традиции, археологии и эпиграфики[3].

Этимология иероглифа ши () восходит к гадательным надписям эпохи Шан-Инь и Чжоу (XVI—XI века до н. э.); он изображал чиновника, который держит в руках таблички для письма. Это определило изначальную заданность, морализаторство и официальный характер китайского историописания. Гадательные практики требовали фиксации наиболее значимых событий, относимых к действию правителя; постепенно составление подобных записей приобрело регулярный характер. В эпоху Западного Чжоу при дворе были учреждены должности историографов; в период Восточного Чжоу монополия центральной власти на ритуализированные исторические хроники была утрачена. В условиях борьбы за власть, историографическая деятельность сделалась инструментом консолидации общества и обоснования властных прав; особую роль приобрела интерпретация сопровождавшего смену власти политического кризиса. Древнейшие исторические тексты составили «Книгу истории» («Шан шу»); сохранились также «Бамбуковые анналы» и «Речи царств». Наиболее распространённым жанром оставалась погодичная хроника, имевшая родовое наименование чунь цю («Вёсны и осени»). В национальной историографии важнейшим памятником стала хроника «Чунь цю», автором которой традиционно считается Конфуций; её текст считается первым настоящим историческим сочинением, эталоном, на который равнялись китайские историки[4].