Клавиша-модификатор


Клавиша-модификатор — клавиша на клавиатуре (компьютерной или иной другой), которая изменяет поведение других клавиш. Как правило, при нажатии на клавишу-модификатор не в сочетании с другой клавишей, не вводится никаких символов и не выполняется каких-либо команд, но это правило соблюдается не всегда.

Специалист по интерфейсам Джеф Раскин называет то состояние, когда прижата клавиша-модификатор, «псевдорежимом» — в отличие от настоящих переключений режимов.

Пример клавиши-модификатора, появившейся до появления компьютеров в пишущих машинках — клавиша переключения регистра. Благодаря ей можно помещать по две литеры на молоточке — на буквенных клавишах размещают заглавную и строчную литеры, на цифровых — знаки препинания. Чтобы пропечатывать то одну литеру, то другую, каретка слегка сдвигалась вверх — отсюда название ⇧ Shift — «сдвиг».

Клавиша Ctrl (англ. control — управляющий) появилась с появлением видеотерминалов и предназначалась для ввода управляющих последовательностей.

В мини-, микрокомпьютерах и рабочих станциях 70—80-х могли использоваться различные клавиши-модификаторы как для подачи команд, так и для ввода специальных символов. Примечательна клавиатура лисп-машин MIT, известная как space-cadet[en]: она содержала 7 клавиш-модификаторов: Top, Front, ⇧ Shift, Hyper, Super, Meta и Ctrl. Это было необходимо для ввода математических символов и греческих букв.

Программы, которые не работают с текстом, могут сделать самые обычные клавиши модификаторами. Поскольку обычные клавиши с большой скоростью передают в систему сообщения нажатия, такое решение можно применять либо в особых программах, которым не нужен ввод текста, либо в играх, которые общаются с клавиатурой на низком уровне. Например: