Классический кинематограф Голливуда


Классическое голливудское кино (англ. Classical Hollywood cinema) — термин, используемый в кинокритике для описания как повествовательного, так и визуального стиля кинопроизводства, который стал характерным для кинематографа США между 1910-ми (сразу после Первой мировой войны) и 1960-ми годами[1]. В итоге он стал самым влиятельным и распространённым стилем кинопроизводства во всём мире[2]. Схожие или связанные термины включают Классический Голливудский нарратив, «Золотой век» Голливуда, Старый Голливуд и Классическую преемственность[3].

На протяжении веков единственным визуальным стандартом повествовательного искусства был театр. С момента появления первых повествовательных фильмов в середине-конце 1890-х годов кинематографисты стремились запечатлеть энергетику живого театра на киноэкране. Большинство этих кинематографистов начинали как сценические режиссёры конца XIX века, точно так же большинство киноактёров начинали в водевиле (например, Братья Маркс[4]) или театральных мелодрамах. В визуальном плане ранние повествовательные фильмы мало что переняли от театра, а их нарративная составляющая очень мало заимствовала из водевилей и мелодрам. До появления визуального стиля, который впоследствии стал известен как «классическая преемственность», сцены снимались в полный рост с тщательно отрепетированной хореографией, для точной передачи сюжета и взаимоотношений персонажей. В то время возможности монтажа были крайне ограничены и в основном состояли из добавления крупных планов объектов, для подчёркивания титров.

Несмотря на отсутствие видимого реализма, присущего театру, фильм (в отличие от театра) предлагает свободу манипулирования временем и пространством и, таким образом, создаёт иллюзию реализма — временной линейности и пространственной непрерывности. К началу 1910-х годов, когда представители «потерянного поколения» достигли совершеннолетия, кинопроизводство начало реализовывать свой творческий потенциал. В Швеции и Дании этот период позже будет известен как «Золотой век» кино; в Америке пионерами этих творческих перемен считаются такие кинематографисты, как Д. У. Гриффит, который, наконец-то отмежевавшись от Edison Trust, начал снимать собственные фильмы, независимые от производственной монополии. Фильмы по всему миру начали перенимать визуальные и повествовательные элементы, которые можно найти в классическом голливудском кино. 1913 год был особенно плодотворным для этого направления, так как режиссёры-первопроходцы из нескольких стран создали такие шедевры, как «Материнское сердце»  (англ.) (Д. У. Гриффит), «Ингеборг Хольм»  (англ.) (Виктор Шёстрём) и «Парижский младенец» (Леонс Перре  (англ.)), которые установили новые стандарты для кинофильма как формы повествования. Так же в этом году начал свою короткую, но плодотворную карьеру Евгений Бауэр (первый настоящий кинохудожник, по мнению Жоржа Садуля[5])[6].