Классическое обусловливание


Классическое обусловливание (также известное как павловское или респондентное) — это процедура научения, формирования условно-рефлекторных реакций, при которой безусловный стимул (например, еда) сочетается с нейтральным стимулом (например, звук колокольчика) до тех пор, пока нейтральный стимул не станет условным, то есть начнёт вызывать условную реакцию (например, слюноотделение), такую же, как и безусловный стимул.[1][2][3]

Процесс условно-рефлекторного научения (классическое обусловливание) впервые описан И. П. Павловым, который экспериментально показал каким образом нейтральный стимул может вызвать ту же реакцию, что и безусловный стимул, реакция на который является врожденной. Таким образом процесс классического обусловливания является основой научения в процессе жизни, объясняет некоторые аспекты поведения человека.[4][1]

Самая известная и самая подробная ранняя работа по классическому обусловливанию была сделана Иваном Петровичем Павловым в ходе экспериментов с собаками и опубликована в 1897 году, по отдельным источникам Эдвин Твитмайер опубликовал некоторые схожие результаты приблизительно в то же время[5][6]. Вместе с оперантным обусловливанием, респондентное (классическое) обусловливание стало основой бихевиоризма, школы психологии, которая доминировала в середине 20-го века и до сих пор играет важную роль в практике психологической терапии и изучении поведения животных.

Ещё в 1890-х годах Павлов начал свою работу по исследованию физиологии пищеварения. В экспериментах по «мнимому кормлению» собаке перерезался пищевод таким образом, что концы его были выведены наружу на шее и приживлены в коже (эзофаготомия). Так можно было измерять количество слюны и желудочного сока, которые выделялись в ответ на попадание пищи в рот собаки[7].

Павлов заметил, что его собаки начинали выделять слюну до того, как еда попадала им в рот, например, в присутствии техника, который обычно их кормил. Павлов назвал упреждающее слюноотделение собак «психической секрецией». Первоначально Павлов предположил, что собакам слышны звуки, которыми сопровождается подготовка к кормлению. Поэтому он начал проводить опыты со звуками. Первым таким звуком стал звук метронома. Прежде всего Павлов дал послушать собаке в качестве раздражителя звук метронома, - тот не вызвал слюноотделения. Такое раздражение, не вызывающее рефлекторного ответа, Павлов назвал «индифферентным раздражителем».

Затем он представлял условный стимул (например, звук метронома) и давал собаке корм; после нескольких повторений собаки начали выделять слюну в ответ на условный раздражитель (звук метронома). Павлов пришел к выводу, что если особый стимул присутствовал в окружении собаки, когда собаке давали еду, то этот стимул мог ассоциироваться с едой и вызывать слюноотделение самостоятельно[8].