Климент Смолятич


Кли́мент (Клим) Смоля́тич[1] (год рождения неизвестен — ум. после 1164) — древнерусский средневековый мыслитель, Митрополит Киевский и всея Руси (1147—1155), церковный писатель, первый древнерусский богослов[2], второй митрополит восточнославянского происхождения. Был высокообразованным человеком своего времени. В летописи упоминается как такой «книжник и философ, каких в Русской земле ещё не бывало».

Точных данных, впрочем, как и неточных, о жизни Климента весьма мало. Существуют споры относительно следующих данных из его биографии:

Достоверно известно, что Климент был монахом Зарубского монастыря[4] (на берегу Днепра, напротив устья Трубежа). Он был родом русин, черноризец и затворник, строгий и просвещённый подвижник.

В 1147 по инициативе киевского князя Изяслава Мстиславича, Клим Смолятич был поставлен митрополитом Киевским и Всея Руси без полагающейся санкции Константинопольского патриарха, что вызвало огромное неудовольствие и противодействие среди церковнослужителей-греков. Однако, патриарший престол пустовал с февраля по декабрь 1147 года после скандального патриаршества Михаила II Куркуаса и Косьмы II Аттика и утвердить его кандидатуру было некому. Интронизация состоялась 27 июля в Софийском соборе. Особую роль в его интронизации имел Онуфрий Черниговский.

Сошлись епископы: Онуфрий черниговский, Федор белогородский, Евфимий переяславский, Демьян юрьевский, Федор владимирский, Нифонт новгородский, Мануйло смоленский. Они сказали: «нет того в законе, чтобы епископам ставить митрополита без патриарха, но ставит митрополита патриарх; а мы не будем ни кланяться тебе, ни служить с тобою, потому что ты не брал благословения в храме у св. Софии от Патриарха. Если ты поправишь дело, испросишь благословение у патриарха, то мы тебе поклонимся. Мы взяли записку от митрополита Михаила в том, что нам не следует в храме св. Софии служить без митрополита». Митрополит сердился за то на епископов. Черниговский епископ Онуфрий сказал: «а я знаю, что мы имеем право поставить митрополита: у нас есть голова святого Климента, а ведь греки ставят рукою святого Иоанна». Епископы согласились с этим и главою святого Климента поставили митрополита[5]

Однако, вследствие того, что в междукняжеской борьбе Климент встал на сторону Изяслава, его полномочия были признаны только в тех землях, которые находились в сфере политического влияния киевского князя. Под руководством новгородского епископа Нифонта и князя Юрия Долгорукого против Климента возникла влиятельная церковно-политическая оппозиция. Попытки Климента привлечь на свою сторону колеблющихся (например, его послание к смоленскому князю Ростиславу) остались безрезультатными.