Клятва Гиппократа


Кля́тва Гиппокра́та — врачебная клятва, выражающая основополагающие морально-этические принципы поведения врача. В разговорной речи используется как синоним для разнообразных законодательно утверждённых вариаций «клятвы врача», произносимой при получении документа о высшем медицинском образовании, церемонии окончания бакалавриата и перехода к специализации, либо по приёму в учебное заведение, если оно функционирует непосредственно при лечебном учреждении.

Возникновение клятвы значительно древнее времени жизни Гиппократа, согласно преданию, клятва восходит к прямым потомкам Асклепия, она переходила в устном виде как семейная традиция из рода в род. Клятва была впервые записана Гиппократом в эллинистической Александрии при Герофиле (Herophilos, ок. 300 г. до н. э.) и Эразистрате и стала документом с III века до н. э.[2]

Первоначальный вариант, записанный Гиппократом в III веке до н. э. на ионийском диалекте древнегреческого языка, запрещал врачу содействовать аборту («я не вручу никакой женщине абортивного пессария») и самоубийству («я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла…»).

С тех пор текст клятвы многократно переводился на новые языки, подвергался редактированию, существенно меняющему его смысл. Для своего времени она была очень большим достижением, задавая высокую нравственную планку. Поэтому не случайно, что в христианском мире она всё-таки была принята с поправками и изменениями. Начало меняется («да будет благословен Бог, Отец Господа нашего Иисуса Христа, Который благословен во веки веков, я не лгу»).

В Северной Америке и Европе в 2006 году текст клятвы заменён «профессиональным кодексом». По мнению авторов[кого?] нового документа, текст, предложенный греческим врачом ещё две с половиной тысячи лет назад, совершенно не отражает реалий сегодняшнего дня. «Во времена Гиппократа не было таких важных принципов работы медиков, как уважение к другим специалистам и право пациента на собственный выбор. Кроме того, врачи того времени не сталкивались с постоянными подозрениями в непрофессионализме со стороны общества, властей и журналистов»[источник не указан 289 дней]. В новом тексте исключены требования по неучастию в абортах, хирургическом лечении каменной болезни и корректному обращению с рабами.