Княжнина, Екатерина Александровна


Екатерина Александровна Княжнина (1746, Санкт-Петербург — 6 июня 1797, Санкт-Петербург) — русская поэтесса, первой напечатавшая свои произведения (1759)[3].

Дочь А. П. Сумарокова, получила домашнее образование. Отец покровительствовал проявлявшемуся у дочери интересу к литературе, но не одобрял её склонности к писанию стихов, опасаясь, что в них появятся неприличные для девушки «полюбовные изъяснения»[3]. Поэтому напечатанная в «Трудолюбивой пчеле» «Элегия» сочинена от лица мужчины.

При разъезде Сумарокова с женой в 1765 — 1766 годах Екатерина осталась с отцом, с ним и переехала в Москву в марте 1769 года. В том же году в Москву переехал Княжнин, воспользовавшийся шансом показать рукопись своей первой трагедии "отцу русского театра", и обративший внимание на Екатерину. По просьбе Княжнина его приятель Фёдор Карин сосватал Екатерину Александровну. Данная версия записана Сергеем Николаевичем Глинкой со слов Карина. По мнению П.Н.Беркова свадьба состоялась в 1768 году, а в Москву переехала её сестра — Прасковья. Этой версии противоречат свидетельства Александра Княжнина (сына), Болховитинова (по запискам и рассказам друга Княжниных Ивана Дмитриевского) и Глинки о том, что сватовство произошло в Москве. Свадьба, по словам сына, была в Санкт-Петербурге.

Достоверная информация об участии Екатерины Александровны в литературной жизни крайне скудна. Берков утверждал, что и стихотворение, напечатанное в «Трудолюбивой пчеле», сочинено не ею, а её отцом. Это утверждение неверно, в «Санкт-Петербургском вестнике» за 1778 (Ч. 1) напечатана «Элегия» с подписью «К***а К***а» («Катерина Княжнина»).

В письмах М.Н. Муравьёва за 1781 год упоминается, что некий Арсеньев, которому покровительствует Княжнина, пишет несколько сатир против Н.П. Николева, Ф.Г. Карина, А.С. и Д.И. Хвостовых и других.

Существует предание, что во время первого представления комедии Николева «Самолюбивый стихотворец» на Придворном театре 15 июня 1781 года, более грубой, чем опубликованная пьеса, из ложи, где сидела Княжнина, раздался свист, подхваченный зрителями. Так, якобы, было положено начало традиции освистывания плохих пьес в русском театре. Сама Княжнина в связи с данным представлением написала несохранившуюся эпиграмму на Николева, который в ответ сочинил несколько грубых стихотворений против Княжниной.