Кобыз


Кобы́з, также кыл-кобыз, нар-кобыз (каз. қобыз, қыл-қобыз, нар-қобыз, башк. ҡыл ҡумыҙ, һыҙма ҡумыҙ, тат. кыл кубыз) — старинный казахский струнный смычковый инструмент.

Инструмент имеет общетюркские корни, термин «кобыз» можно встретить в различных фонетических вариантах (кобус, кобза, кубыз, кубас, купас, кумуз, хомуз, комыз, хомыс, ковыж)[1]. Этот термин применяется к общей струнной группе — кобыз (каз.), серме купас (чув.); к щипковой группе — комуз (кирг.), кумуз (даг.), хомыс (дагест.); к язычковой группе (тип варгана) — ковыж (марийск.), темир комуз (кирг.), темир комыс (алт., тув.), темир хомыс (хак.), хомус (якут.), кубыз (баш., тат.)[1]. В строении этого инструмента наблюдается соединение нескольких свойств других музыкальных инструментов. Кобыз по праву можно назвать инструмент-оркестр[1].

Ученые Б. Сарыбаев, Н. Финдейзен, В. Виноградов пришли к общему мнению, что термин «кобыз» обозначает музыкальный инструмент вообще[1].

Кобыз имеет сдвоенный ковшеобразный корпус, короткую, дугообразно изогнутую шейку и большую плоскую головку. Корпус обычно изготавливается из ореха, берёзы, сосны, можжевельника. Состоит из выдолбленного двойного полушара, к которому сверху крепится ручка, а снизу — подставка. Часть корпуса закрыта мембраной из верблюжьей кожи. Две струны свиваются из накрученного конского волоса. Общая длина инструмента составляет 60-73 см[2][3].

В древности инструмент полностью изготавливался из цельного куска дерева. Продолговато-ковшеобразный корпус из цельного долблёного куска берёзы соединяется с грифом, имеющим фигурную головку с колками. Дека из телячьей кожи полуоткрытая. Струны из некручёного конского волоса. В смычке также используется конские волосы. Диапазон — 2,5 октавы. Различают 2 вида Кыл-кубыза — с прямым грифом и с лукообразным грифом Инструмент длиной примерно 650—800 мм, упирается в пол длинным штырем, выходящим из корпуса или придерживается коленями исполнителя[4].

Играют на кобызе коротким смычком, сжимая его в коленях (как виолончель)[3]. Этот инструмент использовался в древности степными баксы (шаманами-целителями) для различных обрядов[2].