Кода


Ко́да (фона́рь) (итал. coda — «хвост, конец, шлейф») в музыке — дополнительный раздел, возможный в конце музыкального произведения и не принимающийся в расчёт при определении его строения; пассаж заключительной части произведения.

Кода следует за последним из основных разделов формы, начинается, как правило, после полного каданса.

Технически это развернутая каденция. Она может быть как простой, так и с несколькими тактами, или сложной, как целая секция[1]. Размеры коды непостоянны — от нескольких аккордов (в простых формах) до широко развитых построений (например, в сонатной форме, где со времён Моцарта кода стала почти обязательным элементом).

Она звучит в главной тональности произведения и содержит основные его темы[2]. Она представляет собой распространение и окончательное закрепление и утверждение главной тональности путём использования органного пункта, многократного повторения аккордов тонической функции или аккордов полного каданса, а также посредством модуляционных отклонений, чаще всего — в субдоминантовую сферу и др.

Содержание коды может явиться «послесловием», выводом, развязкой и обобщением тем, развитых в разработке.

Coda (Ит.) (1) Это вертикальная нотная черта. (2) Такты, которые иногда добавляются в полифоническое движение после закрытия или завершения canto fermo. (3) Несколько аккордов или тактов, присоединённых к большому канону для того, чтобы сделать его законченным; или несколько «неканоновых» аккордов, добавленных малому канону для получения более гармоничного завершения. (4) Заключительное дополнение у движения или отрывка, в частности, предназначенное усилить ощущение наполненности и законченности.[3]