Органный пункт


Орга́нный пункт (нем. Orgelpunkt, англ. organ point[1]) — звук, тянущийся или повторяющийся в басу, в то время как верхние голоса движутся и состав созвучий (интервалов, конкордов, аккордов) меняется как бы независимо от баса. Басовая разновидность педали (в значении техники композиции). Педаль известна с эпохи Средневековья[2], её басовая разновидность особенно широко применялась в музыке западноевропейских и русских композиторов XIX века.

Движение верхних голосов завершается обычно аккордом, соответствующим басу, и в целом применение органного пункта содействует распространению и усилению его гармонической функции. Оба своих названия этот приём получил из-за частого его применения при игре на органе, когда зачастую в течение нескольких десятков тактов требуется держать нажатой педаль ножной клавиатуры.

Органный пункт, как правило, строится либо на тонике, либо на доминанте, иногда встречается на обеих ступенях сразу. Наличие органного пункта на других ступенях лада составляет своеобразное исключение.

В оркестре органный пункт обычно исполняется с участием литавр как инструмента, способного к постепенному и наибольшему усилению или ослаблению звучности. К органному пункту относятся, по существу, и остинатные фигуры. Иногда органным пунктом (в этом случае говорят об обращённом органном пункте) называют также звуки, выдержанные (тянущиеся) в одном из верхних голосов.

Органный пункт (тон-бурдон) не следует путать с basso ostinato (повторяющая мелодико-ритмическая фигура в басу).

Выразительность органного пункта (как и педали в целом) обусловлена гармоническим напряжением, возникающим из-за несовпадения функций выдерживаемого звука (собственно органного пункта) и голосов над ним[3].