Кодекс Монпелье


Кодекс Монпелье́ (Montpellier Codex) — рукописный нотный кодекс XIII в., важнейший источник музыки Ars antiqua. Хранится в университетской библиотеке французского города Монпелье (отсюда название).

Рукопись была обнаружена органистом Феликсом Данжу в 1847 г. Ныне хранится на медицинском факультете университетской библиотеки Монпелье (фр. Montpellier, Bibliothèque Inter-Universitaire, Section Médecine, H196), стандартная аббревиатура RISM: F-Mo H196; принятая у музыковедов аббревиатура: Mo. Кодекс был составлен около 1300 г., предположительно в Париже. Содержит 345 многоголосных пьес (некоторые дублируются), преимущественно в жанре мотета, написанных в период 1250-1300 г. Наблюдения над различиями в нотации в (обширном) кодексе позволяют музыковедам делать важные выводы об эволюции средневековой музыки во Франции XIII века.

Тексты разнообразны по содержанию: парафразы св. Писания (иногда с назидательным акцентом), метрические молитвы (особенно молитвы, обращённые к Богородице, как например, латинский мотет No. 53 Ave virgo regia / Ave gloriosa mater / Domino), типичная для труверов куртуазная («рыцарская») лирика, пасторали, редко — танцевальные и застольные песни (пример последней — французский мотет No. 319 On parole / A Paris soir et matin / Fresse nouvelle).

После составления основного корпуса сборника неизвестным переписчиком были сделаны дополнения к тетрадям 3, 5 и 7.

Подавляющее большинство музыкальных пьес кодекса Монпелье не содержит авторских атрибуций. Идентифицированы (по большей части, в ранге гипотезы) Перотин (в первой тетради), Адам де ла Аль и Пьер де ла Круа.