Коза в мифологии


В мифологии и фольклоре различных культур образ коз и козлов занимает своё место наряду с другими животными. Коза как одно из самых первых одомашненных животных у многих народов связывалась с плодородием. Козлы, в свою очередь, олицетворяли исключительную похотливость, c самых древних времён именно самцам коз приписывали связь с дьяволом и служение ему[1]. Ряд божеств, духов и мифических существ имеют те или иные козлиные черты или атрибуты.

В германо-скандинавской мифологии упоминается коза Хейдрун, щиплющая листья с дерева Иггдрасиль, медвяное молоко которой затем пьют эйнхерии. Бог грома Тор владеет колесницей, которую тянут козлы Тангниостр и Тангриснир. Ночью, когда он разбивает лагерь, Тор забивает коз и ест их мясо, но заботится о том, чтобы все кости остались целыми. Затем он сохраняет останки, а утром козы всегда оживают, чтобы вновь тянуть колесницу. Однажды сын фермера, которого пригласили разделить трапезу, ломает одну из костей ноги козла, чтобы добраться до костного мозга, нога животного утром остается сломанной, из-за чего мальчик вынужден служить Тору в качестве слуги, чтобы компенсировать ущерб[2].

Вероятно связанный с вышеуказанным мифом, Йольский козёл является одним из старейших скандинавских и североевропейских символов как языческого праздника Йоля, так и привнесённого позже христианами Рождества. Первоначально символ обозначал козу, которую зарезали во время Йоля, впоследствии он трансформировался в фигуру козла, сделанную из соломы. Евльский козёл — гигантская версия маленьких соломенных фигурок, что традиционно возводится каждый год в шведском городе Евле.

В древнегреческой мифологии Амалфея — коза вскормившая младенца Зевса из шкуры которой затем был сделан щит под названием Эгида.[3]. Младшее божество древнегреческого пантеона — Пан — имеет человеческую верхнюю часть тела, нижняя часть при этом — козлиная, а голову венчают рога[2]. Пан считается очень похотливым богом, почти все мифы, связанные с ним, были связаны с его погоней за нимфами. Ему также приписывают создание особой флейты. В иных культурах и интерпретациях Пана отождествляют с Эгипаном, и связывают с сатирами, фавнами и другими подобными существами, общим признаком которых является дикий, необузданный нрав, а также связь с густыми лесами и буйной растительностью.

Другое существо античных мифов, Химера, мифический гибрид, фигура которого сочетает в себе части тела различных животных, в числе которых — туловище и голова козы, расположенная посередине[4]. Вдобавок эта козья голова была способно поражать своих противников «страшным пламенем», подобно огнедышащему дракону[5].