Кокле (инструмент)


Ко́кле (латыш. kokle ('kʊ͡ɔk.le); латг. kūkle, лив. kāndla), историческое название ко́клес (kokles, kūkles)[1] — традиционный латышский народный струнный щипковый музыкальный инструмент, включённый в Культурный канон Латвии[2]. Имеет сходство с литовским канклесом, эстонским каннелем, карело-финским кантеле и русскими крыловидними гуслями[3].

Латышское слово kokle восходит к индоевропейскому корню keh₂n- («петь», «звучать»), родственно латинскому cantus («пение») и, по мнению Витторе Пизани, русскому «колокол»[4].

Археологические находки, свидетельствующие о существовании подобного музыкального инструмента у балтийских племен на территории современной Латвии, были обнаружены в Терветском городище и относятся к XIII веку. Впервые кокле было упомянуто в документах рижской иезуитской коллегии в 1613 году. Наиболее старый сохранившийся инструмент, пятиструнный курземского типа, хранится в Национальном музее истории Латвии, датирован 1710 годом и был найден в районе Лиепаи. В Латгалии к XIV веку под влиянием новгородских и псковских крыловидных гуслей возник более современный тип кокле, отличающийся от курземского бо́льшими размерами, наличием крыла и манерой исполнения[5].

К середине XIX века кокле на большей части латвийской территории было вытеснено цитрой. Традиции игры на инструменте сохранялись в отдельных районах Курземе (прежде всего в Алсунге) и Латгалии (район Лудзы, Вилян и Резекне). Первая мелодия для кокле была записана нотами в 1891 году, первые звукозаписи и киносъемка игры относятся к 1930-м годам.

После обретения Латвией независимости энтузиастами предпринимались отдельные попытки возрождения инструмента. В 1947 году композитором и дирижёром С. М. Краснопёровым при Латвийской государственной филармонии был организован первый оркестр латышских национальных инструментов и ансамбль латышского танца и песни Sakta. В целях создания инструмента, подходящего для концертной деятельности, Краснопёров предпринял ряд поездок по стране и, после консультаций с известным фольклористом Эмилем Мелнгайлисом, при участии Артурса Кирписа разработал модернизированный вариант кокле, взяв за основу курземское кокле мастера Петериса Коратса[латыш.][6]. Кроме создания оркестровых моделей, С. М. Краснопёров написал первую «Школу игры на кокле», сборник упражнений и ряд музыкальных произведений[7]. С его именем связано появление кокле в программе средних и высших музыкальных учебных заведений республики.

В послевоенный период в Латвии и за рубежом возникли ансамбли коклеистов, в частности, ансамбль Spārīte, инструментальные выступления вошли в программу национальных праздников песни и танца[8]. В настоящее время инструмент приобрел статус национального символа, в латвийской музыке широко используются как модернизированные народные, так и академические варианты кокле[5].