Кокугаку


Кокуга́ку (яп. 国学, изучение [культуры] страны), известно также как Вага́ку (яп. 和学, японоведение), Кога́ку (яп. 皇学 ко:гаку, учение об императоре) или Кога́ку (яп. 古学, наука о древности) — национальное культурное движение в Японии в период сёгуната Токугава (середина XVII века), пытавшееся противопоставить китайско-неоконфуцианским теориям[1], ставшим модными в то время, самобытность японской культуры и истории. Опираясь на национальную японскую религию синто, адепты движения кокугаку и основанная ими школа кокугакусю делали основную ставку на изучение старинной японской поэзии вака и традиционного японского искусства. Отчасти это движение было диссидентским по отношению к режиму сёгуната, так как ратовало за восстановление прямого императорского правления в Японии.

Кокугаку внесло свой вклад в японскую философию и культуру, придав последней черты оригинальной японской самобытности, узнаваемости среди культур государств Восточной Азии.

Новое течение родилось в результате критики устоявшейся ранее тенденции опоры лишь на изучении конфуцианских («Пятикнижия» и «Четверокнижия») и буддийских текстов. Кокугаку основывалось на изучении уникальности японской культуры, пытаясь рассмотреть тип мышления и старинную этику (яп. 古道 кодо:) местных жителей, которые существовали в стране ещё до принятия буддизма[3]. Существует мнение, что основателем школы является поэт Кэйтю (яп. 契沖, 1640—1701) в период Эдо примерно в эпоху Гэнроку (1688—1704)[3], однако зачатки концепции кокугаку начали появляться ещё в начале сёгуната Токугава. Термин «кокугаку» появился при ученике Кэйтю — Када-но Адзумамаро (яп. 荷田 春満, 1669—1736)[4].

Кокугаку развивалось из методологии нео-конфуцианских учёных Огю Сорая и Ито Дзинсая (яп. 伊藤仁斎, 1627—1705). Последователи кокугаку считали, что чжусианство и буддизм подавляют человеческие эмоции, и отдавали предпочтение свободному выражению чувств. После смерти Кэйтю школа разделилась на два вектора, один из которых занимался духовной сферой древних японцев, а второй — классическими литературными текстами[3]. Создателями первого считаются Камо-но Мабути (яп. 賀茂真淵, 1697—1769) и Мотоори Норинага (яп. 本居宣長, 1730—1801); их течение получило массовое распространение среди горожан и землевладельцев[4]. Во второй половине периода Эдо Хирата Ацутанэ предложил идею «реставрационного» синтоизма, сделав упор на религиозную сферу[4][5]. Также известны так называемые «учёные-позитивисты» Бан Нобутомо (яп. 伴信友, 1773—1846) и Ханава Хокиити (яп. 塙保己一, 1776—1821), внесшие большой вклад в культуру Японии. Благодаря возникшей со временем социально-политической идеологии Сонно Дзёи, кокугакусю получила поддержку в японском феодальном обществе, дожив до XIX столетия.