Колумбус-Серкл


Колу́мбус-Се́ркл (англ. Columbus Circle, площадь Колумба) — круговой перекрёсток в юго-западном углу манхэттенского Центрального парка на пересечении Бродвея и Восьмой авеню. Колумбус-Серкл появился на рубеже XIX и XX веков. Так же называются и кварталы, прилегающие по периметру к перекрёстку.

В центре перекрёстка разбита площадь, на которой высится мраморный памятник Колумбу. Он установлен на 21-метровой ростральной колонне с изображениями судов великого мореплавателя. Этот монумент, спроектированный итальянцем Гаэтано Руссо[it], был сооружён в 1892 году в рамках празднования 400-летия открытия Америки. Перекрёсток служит нулевым километром для Нью-Йорка.

Вокруг памятника вздымаются здания разных эпох, преимущественно современные, включая 229-метровый небоскрёб Тайм-Уорнер-Центра, в котором расположена штаб-квартира медиаконгломерата WarnerMedia.

Кольцевая развязка на пересечении Восьмой авеню, Бродвея и 59-й улицы была спроектирована в рамках концепции развития Центрального парка авторства Фредерика Лоу Олмстеда, предложенной им в 1857 году. Перекрёсток примыкает к Торговым воротам (англ. Merchant's Gate) — одним из восемнадцати главных ворот парка. Аналогичные развязки были запланированы в юго-восточном углу парка (ныне Гранд-Арми-Плаза), в северо-восточном углу (Дюк-Эллингтон-Серкл[en]) и северо-западном углу (Фредерик-Дуглас-Серкл[en])[1]. Расчистка участка под перекрёсток началась в 1868 году[2]:28[3]. Спустя года была утверждён его окончательный проект[3]. В 1892 году в центре круга был установлен памятник Колумбу[4][5][6]:287.

Колумбус-Серкл изначально назывался просто Серкл[2]:28[1]. Своё нынешнее название развязка получила в 1892 году после установки памятника[6]:287[7]:124.

В 1901 году для строительства ветки метро компании IRT (ныне Линия Бродвея и Седьмой авеню) перекрёсток пришлось раскопать. Проходившие здесь трамвайные пути были установлены на временные деревянные сваи. В рамках строительства линии метро под кольцом была построена станция 59-я улица — Колумбус-Серкл[8][6]:287. Во время строительства движение в районе кольца было настолько опасным, что Муниципальное художественное общество выступило с предложением по его перепроектировке[9][10]. К февралю 1904 года строительство станции под кольцом было в целом завершено[11], и 27 октября 1904 года по линии были запущены поезда. При этом станция обслуживала только местные поезда; экспрессы же её объезжали[12][13]. В 1957—1959 годах платформы станции были удлинены, что потребовало дополнительных земляных работ в районе Колумбус-Серкл[14].