Коллегиальный университет


Коллегиальный университет — это специфический вид университета, в котором функции управления разделены между центральной администрацией университета и администрацией ряда составляющих университет колледжей.

Такой университет состоит из нескольких «внутренних колледжей» с разной степенью независимости и обычно не включает в себя «внешние учебные колледжи». Помимо предоставления средств для проживания, университет также может нести ответственность за некоторые или все преподавательские функции. В университете обычно есть собственный студенческий союз и студенческая организация.

Самыми известными примерами коллегиальных университетов являются Лондонский университет, Университет Дарема, Кембриджский университет и Оксфордский университет.

Развитие коллегиальных университетов в Западной Европе последовало вскоре после окончания развития средневековых университетов[англ.]. Первым колледжем, который был создан в коллегиальных университетах, является «Колледж Восемнадцати[фр.]» в Парижском университете, основанный в 1180 году математиком Джоном Лондонским[англ.], вскоре после его возвращения из Иерусалима[1]. Этот факт привёл к предположению, что создание колледжа было вдохновлено теми медресе, которые Джон Лондонский видел в своих путешествиях, но это считается спорным, особенно по той причине, что в отличие от медресе, в ранних парижских колледжах не учили наукам[2].

Вскоре после этого в Париже появились другие колледжи, в том числе «Колледж Святого Томаса в Лувре» (1186 год) и «Коллегия добрых детей св. Оноре» (1208-9) - хотя они оба имели больше характер гимназий, чем университетских колледжей[3], а также различные монашеские колледжи, начиная с «Колледжа доминиканцев» в 1217 году[4], и «Колледжа Сорбонны» для студентов, не являющихся монахами-богословами, в 1257 году[5].

Во многих коллегиальных университетах обучение осуществляется централизованно через департаменты и факультеты на университетском уровне. Уровень участия в преподавании колледжей в таких университетах различается: они могут вообще не давать формального обучения (например в Дареме), могут давать только некоторые типы уроков своим ученикам (модель Оксбриджа), могут предоставлять некоторые направления преподавания, которые в том числе доступны и в университете или на факультетах (например в Торонтском университете), или могут сами отвечать за организацию централизованного университетского обучения (например Университет Роэхамптона[англ.]).