Коловрат (символ)


«Коловра́т», реже «коловоро́т»[1] (иногда «колядник»[2], под которой может пониматься близкая или идентичная фигура[3]; «ладинец»[2], «солнцеворот») — символ[4], восьмилучевая[5][6] право-[7] и левосторонняя свастика[8] (двойная свастика[9]) в русском неонацизме[10], национализме[11] и славянском неоязычестве (родноверии)[12], где считается главным древнеславянским или «арийским» («славяно-арийским») символом[13], связанным с солнцем[14]. Наиболее распространённый символ славянского неоязычества[15]. Реже «коловратом» называется шести-[16] или четырёхлучевая свастика, в последнем случае идентичная хакенкройцу[1].

Символ был создан в конце XX века[17]. В историческом прошлом известны фигуры, внешне близкие к «коловрату», но в качестве символа, знака с данным значением, «коловрат» исторически не известен[18]; наименование схожих фигур «коловратом» в аутентичных источниках не известно[⇨].

Восьмилучевая вариация свастики («»), внешне близкая к более позднему символу «коловрат», встречается в 1923 году на одной из гравюр по языческим мотивам польского художника Станислава Якубовского[польск.]. Сам он называл символ «солнышко» (польск. słoneczko)[19]. Его рисунки являются художественным вымыслом[20]. Религиовед A. B. Гайдуков отмечает, что, несмотря на внешнюю схожесть фигуры Якубовского с «коловратом», символом «коловрат» она не является, и Якубовский не может считаться автором данного символа[21].

В 1990-е годы наименование свастики «коловратом» встречается у двух неонацистских групп: в начале 1990-х годов у РНЕ[22] и в 1997 году у музыкальной группы «Коловрат»[23]. Русские неоязычники и неонацисты используют термин «коловрат» и «солнцеворот» как эвфемизмы для свастики[24].

Символ появился в результате размышлений и обуждений в русской неоязыческой среде. Одним из двух вероятных авторов «коловрата» как символа является бывший диссидент и один из основателей русского неоязычества Алексей Добровольский (Доброслав); другим автором мог быть неозыческий идеолог Вадим Казаков, с которым Доброслав состоял в общении в том числе по этому вопросу; создание символа относится примерно к 1994 году, когда сформировалась и другая русская неоязыческая символика[25]. В 1994 году Доброслав рисует символ в своих письмах[26]. В том же 1994 году выходит «Именослов» Казакова, где появляется «коловрат», золотой на красном фоне[27].