Неонацизм в России


Неонацизм в России представлен несколькими организациями и группами[1]. Идеология, как и в неонацизме других стран, включает идею превосходства «белой расы», «арийской расы» и «своего народа»; главными противниками неонацисты считают евреев, другие расы и народы, в особенности иммигрантов[2]. Одним из символов остаётся свастика[3]; другим распространённым символом является её вариация «коловрат»[4].

Деятельность неонацистских организаций и использование нацистской символики в России запрещены федеральными законами[1].

В идеологии германских нацистов славяне в целом рассматривались как представители «низшей расы», «недочеловеки»[5], результатом чего стала попытка реализации во время Второй мировой войны «Генерального плана Ост», который предусматривал истребление, изгнание или порабощение большинства или всех славян из центральных и восточных регионов Европы (русских, украинцев, поляков и других)[6][7][8][9].

В праворадикальной российской среде распространена идея, что немецкие нацисты не считали славян ниже себя в расовом отношении. Ряд праворадикальных музыкальных групп исполняют песни о том, как «славяне тоже сражались в отрядах СС за чистоту арийской крови», а немцы считали русских своими «белыми братьями», тогда как всё опровергающее это — «вымысел коммунистов». Российский автор Владимир Авдеев (создатель учения «расология» о превосходстве «нордической расы» над другими[10]) писал, что в нацистской Германии якобы не было «оголтелой целенаправленной русофобии» и славян не считали «недочеловеками». Обратное он считал «стереотипами советской и либеральной эпох» и «безграмотной фантазией ангажированных журналистов»[5].

Первые сведения о неонацистских организациях в СССР появились во второй половине 1950-х годов. В части случаев участников привлекала в первую очередь эстетика нацизма (ритуалы, парады, форма, культ красивого тела, архитектура). Другие организации больше интересовались идеологией нацистов, их программой и фигурой Адольфа Гитлера[11]. Становление неонацизма в СССР относится к рубежу 1960—1970-х годов, в этот период нацистские организации ещё предпочитали действовать в подполье.

Современное русское неоязычество сложилось во второй половине[12] или конце 1970-х годов и связано с деятельностью сторонников антисемитизма московского арабиста Валерия Емельянова (неоязыческое имя — Велемир) и бывшего диссидента и неонацистского активиста Алексея Добровольского (неоязыческое имя — Доброслав)[13][14]. В то же время не все направления русского неоязычества (родноверия) связаны с неонацизмом. Исследователи рассматривают неоязычество как комплексное мировоззрение, в основе которого лежит путь личного самосовершенствования[15]. Имеет место акцент на личный опыт и идеи культурного разнообразия. Националистические и плюралистические тенденции могут сосуществовать в одном течении[16]. Но в целом другие формы неоязычества, представленные в основном на западе, значительно более либеральны, чем родноверие[17].